Цели: развивать умение делить слова на слоги, обобщить правила переноса слов; формировать умение правильно переносить слова.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
– Какие новые слова у вас получились? Прочитайте их, назовите гласные, на которые падает ударение.
III. Минутка чистописания.
На доске записаны слова: стри.., стол.., гла.., тру...
– Прочитайте слова. Чем они похожи? (Все слова односложные. Во всех словах встречается орфограмма – правописание парных звонких и глухих согласных в корне: стриж – стрижи, столб – столбы и т. д.)
– Как вы узнали, что эти слова односложные?
жбзд жжббзздд …
– Определите порядок написания букв в цепочке. Продолжите строчку до конца. (Цепочка состоит из букв, которые являются орфограммами данных слов, количество букв в цепочке каждый раз увеличивается на одну.)
IV. Словарно-орфографическая работа.
На доске записаны буквы: и, к, т, л, е, л, в, о.
– Какое слово рассыпалось? (Коллектив.)
– Что такое коллектив? (Группа лиц, объединенных общей деятельностью, общими интересами.)
– Найдите это слово в орфографическом словаре. Запишите его, выделите орфограммы. Запомните написание этого слова:
коллектив
– Сколько слогов в этом слове? Как вы определили?
– Как вы понимаете пословицу: «В коллективе – сила»?
– Какой может быть коллектив? (Огромный, маленький, дружный, ученический, студенческий, научный, … коллектив.)
V. Деление слов на слоги.
1. Беседа по вопросам:
– Прочитайте вопрос, который подготовил Почемучка.
– Что вы ему ответите?
2. Работа над упражнением 44.
3. Чтение сведений по языку на с. 22.
Дружный коллектив
Дружат в нашем классе
Девочки и мальчики. (Кисти сложены в замок.)
С вами мы подружимся,
Маленькие пальчики. (Касание кончиками пальчиков.)
Раз, два, три, четыре, пять. (Поочередное касание пальчиков.)
Мы закончили считать. (Встряхивание кистей рук.)
VI. Обобщение правил переноса слов.
1. Беседа по вопросам:
– Какой еще вопрос вам подготовил Почемучка?
– Как вы ему ответите?
2. Знакомство с правилом на с. 23.
3. На доске записаны слова: вяз, ясень, сосна, тополь, клён, ива, липа.
– Прочитайте слова, записанные на доске. Что заметили? (Все слова – названия деревьев.)
– Разделите слова на две группы. Каждую группу напишите как отдельный столбик. (Первая группа – слова, которые нельзя переносить, вторая группа – слова, которые можно переносить.)
4. На доске записаны предложения:
Стоит жаркая погода. Миша и Глеб бегают на полянке. Аня и Марина рвут ромашки и фиалки.
– Спишите, разделяя слова для переноса.
– В первом предложении подчеркните подлежащее и сказуемое.
– Во втором предложении подчеркните согласные, которые обозначают мягкие звуки.
VII. Итог урока.
– Какие правила переноса слов вы знаете? Приведите свои примеры.
Домашнее задание. Правило на с. 23, упражнение 43.