Цели: ознакомить с произведениями изобразительного искусства; развивать зрительную память, образное мышление, наблюдательность и внимание, логическое мышление; воспитывать любовь к изобразительному искусству.
Оборудование:
Изобразительный ряд: репродукция И. Я. Билибина «Иллюстрация к «Сказке о рыбаке и рыбке»; образец педагогического рисунка «Золотая рыбка» (карандаш, гуашь).
Литературный ряд: стихотворение А. А. Фета «Рыбка», загадка о рыбке.
Ход урока
I. Организация класса.
1. Приветствие учащихся.
2. Проверка готовности к уроку.
3. Подготовка красок к работе.
II. Постановка темы урока.
Учитель. Отгадайте загадку о том, кого сегодня будем рисовать.
Звал меня царь,
Звал государь
К ужину, к обеду:
– Я человек не такой,
По земле не хожу,
На небо не гляжу,
Звезд не считаю,
Людей не знаю.
О ком говорится в этой загадке?
Верно, сегодня тема урока – рисование с натуры игрушки «Золотая рыбка».
III. Актуализация знаний учащихся.
Учитель. Конечно, мы с вами не можем нарисовать настоящую рыбку, так как у нас нет аквариума. Рисовать мы будем вот такую (показывает) елочную игрушечную рыбку.
IV. Вводная беседа.
Слово учителя. Известный русский поэт А. А. Фет посвятил одно из своих стихотворений героине нашего урока. Оно так и называется:
РЫБКА
Тепло на солнышке. Весна
Берёт свои права;
В реке местами глубь ясна,
На дне видна трава.
Чиста холодная струя,
Слежу за поплавком, –
Шалунья рыбка, вижу я,
Играет с червяком.
Голубоватая спина,
Сама как серебро,
Глаза – бурмитских два зерна,
Багряное перо.
Идет, не дрогнет под водой.
Пора – червяк во рту!
Увы, блестящей полосой
Юркнула в темноту.
Но вот опять лукавый глаз
Сверкнул невдалеке.
Постой, авось на этот раз
Повиснешь на крючке!
Примечание. Бурмитское зерно – крупная жемчужина.
Кто из вас знает, где живут рыбы?
А каких рыб вы знаете?
Многие рыбы, чтобы выжить, приспосабливаются к той среде, в которой они живут. Так, например, глубоководные рыбы снабжены органами, которые освещают жертву, и большой пастью, чтобы проглотить ее. Окраска – главное средство защиты от нападения более крупной рыбы. Некоторые рыбы используют защитную окраску и для нападения: они сливаются с фоном, изготовившись к броску.
Для большинства рыб, обитающих в верхних и средних слоях воды, характерен общий тип защитной окраски. Нижняя часть тела у них светлая и сливается с ярко освещенной поверхностью воды, если смотреть снизу. Верхняя же часть тела у них темнее – чтобы сливаться с темной глубиной внизу.
Некоторые рыбы обманывают своих врагов с помощью раскраски. На спинном плавнике рыбы-бабочки имеется ложный глаз – в результате нападающий не может понять, где у этой рыбы голова. Темные линии на теле рыбы-ангела очень похожи на водоросли и растения, среди которых она живет.
Рыб надо беречь. Трудно бывает рыбам зимой. Воздух не проходит через лед в воду. Рыбам становится трудно дышать, и они могут погибнуть. Поэтому зимой во льду проделывают проруби. Чтобы вода в проруби быстро не замерзала, в нее кладут пучки соломы и сверху присыпают снегом. Через снег и солому воздух хорошо проходит в воду.
Вспомните сказки, в которых действующие герои – волшебные рыбки. Во многих сказках описываются яркие картины подводного царства, волшебные рыбы – золотая рыбка из «Сказки о рыбаке и рыбке», волшебная щука из сказки «По щучьему велению», «Чудо-юдо-рыба-кит» из сказки «Конек-Горбунок».
V. Анализ произведений изобразительного искусства.
Перед вами репродукция иллюстрации И. Я. Билибина к «Сказке о рыбаке и рыбке».
Героев сказки художник изобразил сатирически. Мастер выполняет иллюстрацию схоже с лубочной картинкой. Но за внешней условностью образов скрывается сказочник «зело мудрый». В сказке Добро всегда борется со Злом. Когда наступают сумерки, кажется, что начинают править силы Зла. Некоторые из нас до сих пор верят, что именно тогда в природе пробуждается нечистая сила. А вот Билибин тонкими линиями рисунка доказывает нам, что все это вымысел.
Билибина всегда очень волновала атмосфера сказки, ее драматизм, напряженность действия, ее отдаленность от реального повседневного мира.
Современные художники уже не совмещают с такой беззаботностью анатомически и перспективно правильный рисунок с плоскостной раскраской и орнаментальным ритмом. Но вопреки этому сказки Билибина кажутся живыми и поэтичными.
Вот поэтому прекрасно переизданные несколько десятилетий спустя книги сказок с классическими иллюстрациями Билибина охотно используются массовым читателем и сейчас.
VI. Работа над новым материалом.
В нашей стране в условиях научно-технического прогресса многое делается для охраны окружающей среды, в том числе уделяется внимание охране животных, рыб.
И, действительно, когда мы смотрим на рыбок и восхищаемся их красотой, нам хочется заботиться о них и беречь. Рыбки часто бывают настолько красивы, что их называют сказочными или золотыми.
Рассмотрим форму рыбки. На что она похожа?
А какова форма у плавников?
Каким цветом лучше раскрасить нашу рыбку?
VII. Педагогический рисунок.
Учитель объясняет последовательность выполнения рисунка и показывает на образцах.
– Посмотрите, как я выполню быстрый линейный набросок и завершу работу в цвете (см. Приложение).
1. Линейное построение начинается с определения на листе положения рыбки. Сразу намечаем размер предмета и его пропорции. У рыбки длина (вместе с хвостом) будет в два раза больше ширины.
2. Выделяем голову – она составляет одну треть от всего туловища. Определяем форму головы с туловищем – овал. Хвост тоже похож на овал, но не горизонтальный, а вертикальный.
3. Уточняем форму рыбки, рисуем плавники и детально прорабатываем контур хвоста. Намечаем положение рта и глаза.
4. Выполняем завершающую стадию – работу в цвете. Сначала всю рыбку заливаю основным цветом, а после по контуру прорабатываю коричневым цветом. Это делается для придания объема рыбке. При этом контур остается четким, а желтый цвет, смешиваясь с коричневым, дает переходный охристый оттенок. Рисунок закончен.
VIII. Самостоятельная работа учащихся.
Задание. Выполните самостоятельно с натуры рисунок рыбки в той последовательности, какую я вам показала.
IX. Итог урока.
1. Выставка работ учащихся.
Учитель. Перед вами лучшие работы. Эти работы отличаются грамотной компоновкой. У … (фамилия, имя ученика) верно переданы пропорции рыбки. А … (фамилия, имя ученицы) смогла убедительно передать объем.
2. Обобщение изученного материала.
С иллюстрацией какого художника вы сегодня познакомились?
В чем состоит значение иллюстраций?