Урок 11. Морфология и орфография.

0
17
литература

Урок 11. Морфология и орфография.

Морфологический разбор слова

(практическое занятие)

Цель: закрепить знания о морфологии разных частей речи, на­ выки анализа морфологического разбора.

Методические приемы: лингвистический разбор, взаимопро­ верка, самостоятельная работа, занимательная лингвистика.

Ход урока

J . Лингвистическая разминка

Словообразовательный разбор и разбор слов по составу:

пустынный *— пустыня <— пустой (суффиксальный способ);

надвинулась – начальная форма надвинуться *— двинуться <— двинуть (приставочный способ).

Заметим, что нельзя путать однокоренные слова и формы од­ ного и того же слова. Например, надвинулась – форма прошедше­го времени глагола надвинуться, она не является однокоренным словом.

П. Проверка домашнего задания

Упражнение 31: взаимопроверка. В это время трое учеников выполняют у доски морфологический разбор слов: глухарь, попро­ бовал, любимым.

Упражнение 37: проверка по цепочке, пояснение выбора ор­ фограмм.

III . Закрепление темы «Морфология и орфография»

Практическая работа: выполнение упражнений по морфологии глагола.

Пояснение учителя.

Особое внимание глаголу уделяется потому, что это одна из сложных, с точки зрения орфографии, частей речи. Кроме того, успешное изучение тем 7-го класса: «Причастие» и «Дееприча­ стие» – обеспечивается хорошим знанием морфологии и орфогра­ фии глагола.

Повторим основные морфологические признаки глагола: вид, переходность, спряжение, наклонение, число, время, лицо, род. Не забудем, что время определяется только в изъявительном на­ клонении.

Упражнения 38, 39: устно, с объяснением выбора орфо­ грамм.

Упражнение 40: письменно, морфологический разбор слов ложится, село (сесть) выполняют два ученика у доски.

; 3. Упражнение 41: устно. 4. Упражнение 42: письменно; 1-й вариант – предложения 1-4; 2-й вариант – предложения 5-8.

IV . Занимательная лингвистика

Придумать предложения со словом «жгут». Определить его Морфологические признаки.

Морфологические признаки слова можно правильно определить, если увидеть, что перед нами два слова: существительное «жгут»

и его омоформа – глагол 3 лица множественного числа настоящего времени «жгут». Чтобы проявилось значение слова, необходимо поставить его в определенный контекст:

Чтобы остановить кровотечение, надо потуже затянуть жгут выше раны.

В конце сентября по всему городу тянется острый ароматный дымок: жгут опавшие листья.

Домашнее задание

Упражнение 44.

Вопросы с. 20.

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите свой комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь