Урок 11. Морфология и орфография.
Морфологический разбор слова
(практическое занятие)
Цель: закрепить знания о морфологии разных частей речи, на выки анализа морфологического разбора.
Методические приемы: лингвистический разбор, взаимопро верка, самостоятельная работа, занимательная лингвистика.
Ход урока
J . Лингвистическая разминка
Словообразовательный разбор и разбор слов по составу:
пустынный *— пустыня <— пустой (суффиксальный способ);
надвинулась – начальная форма надвинуться *— двинуться <— двинуть (приставочный способ).
Заметим, что нельзя путать однокоренные слова и формы од ного и того же слова. Например, надвинулась – форма прошедшего времени глагола надвинуться, она не является однокоренным словом.
П. Проверка домашнего задания
Упражнение 31: взаимопроверка. В это время трое учеников выполняют у доски морфологический разбор слов: глухарь, попро бовал, любимым.
Упражнение 37: проверка по цепочке, пояснение выбора ор фограмм.
III . Закрепление темы «Морфология и орфография»
Практическая работа: выполнение упражнений по морфологии глагола.
Пояснение учителя.
Особое внимание глаголу уделяется потому, что это одна из сложных, с точки зрения орфографии, частей речи. Кроме того, успешное изучение тем 7-го класса: «Причастие» и «Дееприча стие» – обеспечивается хорошим знанием морфологии и орфогра фии глагола.
Повторим основные морфологические признаки глагола: вид, переходность, спряжение, наклонение, число, время, лицо, род. Не забудем, что время определяется только в изъявительном на клонении.
Упражнения 38, 39: устно, с объяснением выбора орфо грамм.
Упражнение 40: письменно, морфологический разбор слов ложится, село (сесть) выполняют два ученика у доски.
; 3. Упражнение 41: устно. 4. Упражнение 42: письменно; 1-й вариант – предложения 1-4; 2-й вариант – предложения 5-8.
IV . Занимательная лингвистика
Придумать предложения со словом «жгут». Определить его Морфологические признаки.
Морфологические признаки слова можно правильно определить, если увидеть, что перед нами два слова: существительное «жгут»
и его омоформа – глагол 3 лица множественного числа настоящего времени «жгут». Чтобы проявилось значение слова, необходимо поставить его в определенный контекст:
Чтобы остановить кровотечение, надо потуже затянуть жгут выше раны.
В конце сентября по всему городу тянется острый ароматный дымок: жгут опавшие листья.
Домашнее задание
Упражнение 44.
Вопросы с. 20.