Урок 11 ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА. «ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ»
Цели: дать понятие о древнерусской литературе, познакомить с широким охватом ею жизни, с поучениями Владимира Мономаха; показать их актуальность в наши дни.
Методические приемы: аналитическая беседа, выразительное чтение, самостоятельная работа.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
1. Чтение и рецензия домашних сочинений (2–3 работы).
2. Самостоятельная (проверочная) работа (по карточкам).
Карточка 1.
1) Что такое пословица? поговорка?
2) Какая связь между этими фольклорными жанрами указана в пословице?
Поговорка – цветочек, пословица – ягодка.
(И пословицы, и поговорки – меткие образные выражения, но в отличие от пословицы в поговорке нет законченного суждения, лишь часть его. Например: «Комар носа не подточит», – говорят о тонком деле, хитроумном замысле. Пословицы же часто содержат в себе оценочное суждение, поучение.)
Карточка 2.
1) Что такое пословица?
2) Объясните прямой и переносный смысл пословицы; отметьте, как она построена.
Под лежачий камень вода не течет.
(Прямой смысл – в лексическом значении. Переносный смысл заключен в том, что от самого человека, от его энергии, работоспособности зависит его счастье или успех дела. Строится пословица на инверсии: на первое место вынесено главное словосочетание – лежачий камень.)
Карточка 3.
1) Что такое поговорка?
2) Объясните смысл пословицы. Укажите, как она построена.
На чужой стороне и весна не красна.
(Смысл этой пословицы – патриотический, она говорит о любви к родной земле, о тоске по ней на чужбине.
Пословица построена по методу отрицания, скрытого противопоставления. Везде хороша весна, но на чужой стороне, вдали от родины, не радует и она.)
Карточка 4.
1) Что такое пословица?
2) Объясните, как построена данная пословица. Какие особенности вы можете отметить?
На смелого собака лает, а труса кусает.
(Эта пословица построена на основе противопоставления: смелый – трус, лает – кусает; четко организована ритмически, сказуемые 1-й и 2-й частей рифмуются.)
Карточка 5.
1) Что такое поговорка?
2) См. задание 2 карточки 4.
Собирай по ягодке – наберешь кузовок.
(Пословица представляет собой сложное предложение, во 2-й части которого заключено следствие из содержания первой. Отсутствие подлежащих, повелительная форма глагола в 1-й части (собирай) придают всему высказыванию обобщенный смысл.)
Карточка 6.
1) Что такое пословица?
2) Объясните, как построена данная пословица. Какие особенности вы можете отметить?
Не мил и свет, когда друга нет.
(Это сложноподчиненное предложение, где обе части содержат отрицание. В главном предложении используется инверсия, в результате основное слово оказывается на первом месте. Пословица организована ритмически, в ней есть и рифма (свет – нет).)
Карточка 7.
1) Что такое пословица?
2) Объясните, как построена данная пословица. Какие особенности вы можете отметить?
В камень стрелять – только стрелы терять.
(Эта пословица имеет дактилический ритм ? – – / ? – – / ? – – / ?; есть в ней и рифма: стрелять – терять. Между частями предложения установлены причинно-следственные связи.)
Карточка 8.
1) Что такое пословица?
2) Объясните, как построена данная пословица. Какие особенности вы можете отметить?
Добро творить – себя веселить.
(В 1-й части предложения – тема, во 2-й – следствие из содержания первой. Пословица организована ритмически, в каждом слове ударение падает на последний слог, есть рифма: творить – веселить.)
Карточка 9.
1) Что такое пословица?
2) Объясните, как построена данная пословица. Какие особенности вы можете отметить?
Родимая сторона – мать, чужая – мачеха.
(Пословица построена на антитезе, противопоставлении: родимая – чужая, мать – мачеха. Кроме того, в каждой части есть скрытое сравнение: родина сравнивается с матерью, чужбина – с мачехой.)
3. Прочитайте пословицы и поговорки.
– Определите их общую тему.
– Назовите номера многозначных изречений (то есть с прямым и переносным смыслом) и однозначных.
Проецируется на экран или открывается запись на доске.
1) Терпение и труд все перетрут.
2) Лес сечь – не жалеть плеч.
3) За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь.
4) Грибов ищут – по лесу рыщут.
5) Не за свое дело не берись, за своим не ленись.
6) На чужом хребте легко работать.
7) Люди жать, а мы на солнышке лежать.
8) Двое пашут, а семеро руками машут.
(Эти пословицы и поговорки о труде, уменье, лени, безделье. 1, 5, 6-я – однозначные; 2, 3, 4, 7, 8-я – многозначные, имеющие прямой и переносный смысл.)
4. А в заключение – игра-соревнование между рядами «Кто больше знает пословиц, в которых прославлялись бы ученье, знание, книга?»
(Ученье – свет, а неученье – тьма. Красна птица пением, а человек – уменьем. Грамоте учиться всегда пригодится. Кто грамоте горазд, тому не пропасть. За ученого двух неученых дают, да и то не берут. Не стыдно не знать, стыдно не учиться.)
III. Изучение новой темы.
1. Работа со статьей учебника (с. 50–51).
Пересказ учащимися статьи (домашнее задание).
Беседа по вопросам.
– Что называли летописями?
– Легок ли труд летописца?
«Повесть временных лет». (Интерес к истории народа, желание оставить потомкам сообщение о свершившихся событиях.)
Попробуйте представить и описать келью летописца.
2. Слово учителя.
Объединение летописных сводов было предпринято киево-печерским монахом Нестером (ок. 1113), создателем крупнейшей летописи – «Повесть временных лет».
Потребности развивающегося государственного самосознания ставили перед летописью проблемы, которые Нестор обозначил в ее заголовке (слова проецируются на доску):
«…откуда есть пошла Русская земля, кто в Киеве нача первее княжити и откуда Русская земля стала есть».
Летопись была насыщена эпическими преданиями, тесно связанными с отечественной исторической действительностью. Для стиля летописания характерна прямая речь героев, а нередко и живой диалог.
Главной темой летописания была тема Русской земли, ее единства и могущества. Летописцы тщательно собирали материалы, относящиеся к этой теме. В завещании Ярослава, прозванного Мудрым, к сыновьям читаем (слова проецируются на экран): «И будете мирно живуще. Аще [если] ли будете ненавидно живуще, в распрях […], то погыбнете сами, и погубите землю отецъ своих и дед своих, юже налезоша [устроили] трудомъ своим великим» (1054).
За мудрость Ярослава летописец произносит хвалебное слово князю.
4. Чтение статьи учебника (с. 52). «Из похвалы князю Ярославу и книгам».
Беседа по вопросам.
– Каков язык сказания? (Древнерусский с церковнославянизмами.)
– Какова основная мысль текста? (Книги учат, предостерегают от ошибок, из книг черпаем мудрость и правила жизни. Книги сравниваются с реками, которые наполняют мир мудростью; знания книг неизмеримы; они утешают нас в печали, они удерживают нас от дурных поступков; читающий книги найдет в них пользу для души и руководство в жизни.)
5. Комментированное чтение учителя из «”Поучения” Владимира Мономаха».
Беседа по вопросам.
– Какие наставления устарели?
– Как вы понимаете «не давайте отрокам причинять вред ни своим, ни чужим, ни селам, ни посевам», «напойте и накормите просящего», «убогих не забывайте»?
– Можем мы сейчас похвастаться бережливостью, сочувствием к людям?
Вывод. Поучения Владимира Мономаха – непреходящие нравственные законы, которыми должен руководствоваться человек (если ты, конечно, Человек!); вдумайся в афоризм: «Человек – твое первое имя; будут и другие названия: фамилия, имя, сын, отец, доктор, пахарь… Но первое имя – Человек!» И сейчас мы слышим: «Хороший человек! Плохой человек…». Пусть будет каждый из нас достоин этого великого звания – Человек!
6. Выразительное чтение «Поучения Владимира Мономаха» с сохранением особенностей стиля.
IV. Подведение итогов урока.
1. Слово учителя.
В зависимости от темы и жанра летопись каждый раз по-разному, но всегда живописно отражала различные обстоятельства исторического прошлого и современности.
Наряду с множеством церковно-книжных цитат летопись пользовалась народными поговорками и пословицами, которые, например, характеризовали военные отношения: «Мир стоит до рати, а рать до мира», «Толи не будеть межю нами мира, елиже камень начнет плавати, а хмель грязнути [тонуть]». Некоторые пословицы намекали на политические обстоятельства.
«Не идеть место к голове, но голова к месту», «Аще ся волк в овца ввадит, то выносит все стадо, аще не убиют его» – так объяснили древляне Ольге причину убийства ими князя Игоря, обложившего их чрезмерной данью.
Написанная живым и образным языком «Повесть временных лет» была доступной и интересной книгой для чтения на протяжении всей истории Древней Руси.
Домашнее задание: составить небольшое поучение (задание 3, с. 54 в учебнике); прочитать «Повесть о Петре и Февронии Муромских» (задание 4, с. 54 в учебнике).