Ц е л и: обеспечить усвоение учащимися особенностей правописания местоимений с предлогами; отработать навык определения падежа местоимений.
Х о д у р о к а
I. Орфографическая минутка.
Холмистая местность, колючий шиповник, узкая дорожка, на бархатистой коже, широкий подъезд, в вечерней тишине, в летнюю ночь, радостное чувство.
II. Актуализация опорных знаний.
1. У п р а ж н е н и е в употреблении и правописании местоимений.
– Составьте и запишите с каждым местоимением словосочетание.
В а р и а н т I – его, него, ему, нему, им, ним, ее, нее.
В а р и а н т II – ей, ней, ею, нею, их, них, ними, ими.
– Определите падеж этих местоимений.
– Перед какими местоимениями потребовался предлог?
– Что «объединяет» эти местоимения? Сделайте вывод.
В ы в о д: у местоимений в 3-м лице после предлога добавляется буква н.
2. В ы п о л н е н и е упражнения 28 на с. 41 по заданию учебника.
– Как написано местоимение с предлогом? Предположите, почему. Как доказать это правило? (Между предлогом и местоимением можно поставить вопрос.)
3. В ы п о л н е н и е упражнение 29 по заданию учебника.
– Прочтите сведения о языке. Докажите их примерами.
III. Закрепление.
– Напишите под диктовку: с ним, у него, у тебя, в нем, около них.
IV. Орфоэпическая минутка.
– Местоимение их не изменяется. Формы ихний, ихняя, ихнее являются неправильными.
V. Устная итоговая работа.
– Исправьте ошибки в тексте.
Каштанка осталась одна. Грусть подкрадывалась к ей незаметно и овладела нею постепенно. Вдруг близко отнее раздался крик. Гусь сидел на полу. Глаза его были закрыты. Хозяин сел передим, минуту глядел на его молча.
VI. Итог урока.
– Какими знаниями пополнили свою «копилку»?
д омашнее задание: упражнение 31, с. 42.