Урок 105. Простые и составные предлоги

0
613

Урок 105. Простые и составные предлоги

Цели: показать отличия простых и составных предлогов; совер­ шенствовать речевую компетентность учеников.

Методические приемы: лингвистический разбор, работа по предупреждению речевых ошибок, самостоятельная работа, вы­ полнение упражнений, элементы анализа текста.

Ход урока

I . Лингвистическая разминка

– Исправьте речевые ошибки в предложениях: Ты любишь пирожки с капусты? Согласно приказа вы приня­ты на работу с завтрашнего дня. По истечению срока договора выплачивается зарплата и премия. Сходи в магазин по хлеб, по­ жалуйста.

(Ты любишь пирожки с капустой? Согласно приказу вы при­ няты на работу с завтрашнего дня. По истечении срока договора выплачивается зарплата и премия. Сходи в магазин за хлебом, по­ жалуйста.)

II . Проверка домашнего задания

Упражнение 301: проверка по цепочке.

III . Изучение темы «Простые и составные предлоги»

Эта тема не представляет особой трудности, поэтому ученики самостоятельно прочитают теоретический материал учебника- §51,

с. 139.

Замечание учителя: не надо принимать предлоги из-за, из-под за составные. Они состоят из одного слова, образовались путем соединения двух непроизводных предлогов. Составные же пред­ логи – производные.

IV. Выполнение упражнений

Упражнение 303: комментированное письмо, обсуждение вопросов, разбор словосочетаний.

Упражнение 304: выразительное чтение, повторение морфо­ логии глаголов, элементы анализа текста.

Комментарий. Глаголы употреблены в форме 2-го лица настоя­ щего времени, с помощью этой формы в текстах художественного стиля часто передаются чувства, переживания любого человека, читатель словно участвует в действии.

V . Занимательная лингвистика

– В каких значениях употреблено слово предлог в стихотворе­ нии А. Шибаева?

Нет предлога

Чудесный выдался денек, А я учу предлоги… Я должен твердо знать урок: У нас учитель строгий! И я шепчу, закрыв глаза, Скрестив под стулом ноги: «Что значит – «по»? «Что значит – «за»? И «за», и «по» – предлоги…» А хорошо бы – ЗА порог И – мчаться ПО дороге!.. Какой бы выдумать предлог, Чтоб не учить предлоги?

Домашнее задание 1- § 51.

2. Упражнение 305 (кроме морфологического разбора).