Урок 104. Употребление производных предлогов в речи

0
806

Урок 104. Употребление производных предлогов в речи

Цели: прививать навыки различения производных предлогов от самостоятельных частей речи; совершенствовать речевую ком­ петентность учеников.

Методические приемы: лингвистическая игра, лингвистический разбор, беседа по вопросам, работа по предупреждению речевых оши­ бок, выполнение упражнений, выразительное чтение по ролям.

Ход урока

I . Лингвистическая разминка

Игра «Четвертый лишний»

Из-за; около; при; через.

(Лишнее слово – около – производный предлог, остальные – не­ производные.)

Вокруг дома; мимо школы; благодаря заботе; вдоль трассы.

(Лишнее словосочетание – благодаря заботе – производный предлог, образованный из деепричастия, остальные – из наречий.)

II . Проверка домашнего задания

1. Вопросы.

— Какие предлоги называются производными?

– В чем отличие производных предлогов от непроизводных,
кроме их разного происхождения?

2. Упражнение 298: устное обсуждение вопросов.

В это время ученик у доски выполняет морфологический разбор слова улыбающийся. Затем проводится проверка по цепочке.

Предлоги благодаря, согласно, вопреки, навстречу, наперекор чаще всего употребляются в публицистической речи, а также в офи­ циально-деловой.

III . Употребление производных предлогов в речи

Комментарий: предлог благодаря употребляется только в по­ложительном значении. Поэтомупервые два предложения нужно исправить: Из-за дождя интересная экскурсия не состоялась. По­ ход в горы был отложен из-за сильного тумана.

Упражнение 300: чтение рассказа сначала про себя, потом по ролям, обсуждение вопросов.

Упражнение 302: исправление речевых ошибок (самостоя­ тельная работа с последующей проверкой).

Комментарий. Виды ошибок: лишний предлог – № 2,3, не тот предлог – № 1, не тот падеж зависимого слова – № 5,6, не тот пред­ лог и падеж зависимого слова – № 4, 7. Домашнее задание

§ 50.

Упражнение 301.