Урок 104. Употребление производных предлогов в речи
Цели: прививать навыки различения производных предлогов от самостоятельных частей речи; совершенствовать речевую ком петентность учеников.
Методические приемы: лингвистическая игра, лингвистический разбор, беседа по вопросам, работа по предупреждению речевых оши бок, выполнение упражнений, выразительное чтение по ролям.
Ход урока
I . Лингвистическая разминка
Игра «Четвертый лишний»
Из-за; около; при; через.
(Лишнее слово – около – производный предлог, остальные – не производные.)
Вокруг дома; мимо школы; благодаря заботе; вдоль трассы.
(Лишнее словосочетание – благодаря заботе – производный предлог, образованный из деепричастия, остальные – из наречий.)
II . Проверка домашнего задания
1. Вопросы.
— Какие предлоги называются производными?
– В чем отличие производных предлогов от непроизводных,
кроме их разного происхождения?
2. Упражнение 298: устное обсуждение вопросов.
В это время ученик у доски выполняет морфологический разбор слова улыбающийся. Затем проводится проверка по цепочке.
Предлоги благодаря, согласно, вопреки, навстречу, наперекор чаще всего употребляются в публицистической речи, а также в офи циально-деловой.
III . Употребление производных предлогов в речи
Комментарий: предлог благодаря употребляется только в положительном значении. Поэтомупервые два предложения нужно исправить: Из-за дождя интересная экскурсия не состоялась. По ход в горы был отложен из-за сильного тумана.
Упражнение 300: чтение рассказа сначала про себя, потом по ролям, обсуждение вопросов.
Упражнение 302: исправление речевых ошибок (самостоя тельная работа с последующей проверкой).
Комментарий. Виды ошибок: лишний предлог – № 2,3, не тот предлог – № 1, не тот падеж зависимого слова – № 5,6, не тот пред лог и падеж зависимого слова – № 4, 7. Домашнее задание
§ 50.
Упражнение 301.