Урок 104. А. С. Пушкин. «только месяц показался»
Цели: развивать речь, память, логическое мышление, навыки выразительного чтения.
Оборудование: учебник, портрет А. С. Пушкина, иллюстрации к сказкам Пушкина.
Ход урока
I. Мобилизующая часть урока.
II. Закрепление опорных знаний.
Игра «Слово в слове» (Шесть ОС).
1. ос _ _ а 4. _ ос _ _ _ _ а
2. ос _ _ а 5. _ ос _ а
3. _ ос _ _ _ а _ _ 6. _ о _ с _ _ _ _ а
Ответ:
1) На этой осе в октябре позолота (осина).
2) А эта растет на лугу у болота (осока).
3) Эта оса на Луну улетает (космонавт).
4) Эта на солнце худеет и тает (сосулька).
5) С этою спит в колыбели малыш (соска).
6) Эта по классу крадется, как мышь (подсказка).
Назовите профессию.
Трактор водит… (тракторист),
Электричку… (машинист),
Стены выкрасил… (маляр),
Доску выстругал… (столяр),
В доме свет провел… (монтер),
В шахте трудится… (шахтер),
В жаркой кузнице… (кузнец),
Кто все знает… (молодец).
Физкультминутка
Работа по учебнику: с. 218–219.
На доске портрет А. С. Пушкина, иллюстрации к его сказкам.
1. Беседа о творчестве А. С. Пушкина.
Слово учителя.
А. С. Пушкин родился 6 июня 1799 года в городе Москве. Окончил Царскосельский лицей. Большую роль в воспитании маленького Саши сыграла его няня – Арина Родионовна.
Пушкин – автор не только произведений в стихах, но и прозы. В 30-е годы создал свои сказки «Сказку о попе и о работнике его Балде», «Сказку о царе Салтане», «Сказку о рыбаке и рыбке», «Сказку о золотом петушке».
Вопрос:
– Какие из этих сказок вы знаете?
Игра «Угадай сказку».
Учитель зачитывает отрывок из сказки, дети узнают сказку, находят на доске иллюстрацию к ней.
Живет Балда в поповом доме,
Спит себе на соломе,
Ест за четверых,
Работает за семерых.
Ветер весело шумит,
Судно весело бежит
Мимо острова Буяна,
В царство славного Салтана…
Как взмолится золотая рыбка!
Голосом молвит человечьим:
«Отпусти ты, старче, меня в море!
Дорогой за себя дам откуп:
Откуплюсь чем только пожелаешь».
День за днем идет, мелькая,
А царевна молодая
Все в лесу, не скучно ей
У семи богатырей.
Вот мудрец перед Дадоном
Стал и вынул из мешка
Золотого петушка.
– Из какого произведения этот отрывок, который вы учили в этом году?
«У лукоморья дуб зеленый… » («Руслан и Людмила»).
– Иллюстрации к каким сказкам Пушкина встречались в букваре? («Сказка о мертвой царевне… » (с. 13), «Сказка о рыбаке и рыбке… » (с. 68), «Сказка о царе Салтане… » (с. 100), «Сказка о золотом петушке… » (с. 140).
Физкультминутка
2. Рассмотрите рисунок, с. 219.
– К какой сказке А. С. Пушкина эта иллюстрация? Какой момент сказки изображен? (Учитель зачитывает отрывок сказки, соответствующий иллюстрации).
Выразительное чтение отрывка из сказки, с. 219.
Учитель сообщает детям, что будут читать отрывок из «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях».
Чтение «цепочкой».
Обратить внимание детей на правильное чтение вопросительных предложений.
3. Словарная работа.
Мольба – просьба.
Тьма – темнота.
Светлоокий – светлые глаза.
Девы красной – красивой девушки.
4. Рассмотрите иллюстрацию, с. 218.
Здесь изображен Пушкин – мечтающий, сочиняющий среди ветвей своего знаменитого дуба.
III. Итог урока.
– Что нового узнали на уроке?
– Что особенно понравилось и запомнилось?