Урок 100. Предлог как часть речи

0
4

ПРЕДЛОГ Урок 100. Предлог как часть речи

Цели: дать понятие о предлоге как служебной части речи; по­ казать разнообразие отношений, которые они выражают.

Методические приемы: лингвистический разбор, объяснения учителя, элементы сопоставительного анализа, словарная работа, выполнение упражнений.

Ход урока

I . Лингвистическая разминка

– Обозначьте части речи в предложении: Через минуту дворцовые кареты поскакали во все стороны. (Ю. Олеша.)

Обратим внимание на предлоги через, во. Отметим, что послед­ ний предлог – вариант предлога в.

II. Проверка домашнего задания

Рассказать об основных характерных особенностях служеб­ ных частей речи.

Прочитать придуманные предложения, содержащие все ча­ сти речи, лучшие записать в тетради.

III . Изучение темы «Предлог как часть речи»

1. Анализ предложения из «Лингвистической разминки».

– Уберем предлоги: минуту дворцовые кареты поскакали все стороны. Конечно, можно догадаться, что имеется в виду,
но предлоги служат (служебная часть речи) для выражения зависимости слов в словосочетании и предложении, без них
не обойтись.

2. Слово учителя.

– Предлог не так прост, как кажется. Он может маскироваться под другую часть речи. Взять хотя бы слово напротив:

Кинотеатр находится в доме напротив.

Напротив дома находится кинотеатр.

Ему хотелось смотреть дома телевизор, мне, напротив, хотелось в кино.

Мы видим три разных значения одного и того же слова. По­ пробуйте определить эти значения и роль слова напротив
в предложении. (1-е предложение – наречие-обстоятель­ ство; 2-е – предлог, не является членом предложения; 3-е –
вводное слово, не является членом предложения.)

Самостоятельное изучение теоретического материала учеб­ ника-§48, с. 132-133.

Вопросы на усвоение материала.

Что такое предлог?

Какие отношения выражают предлоги? (Временные, причин­ ные, пространственные, целевые и т. д.)

IV. Выполнение упражнений

Упражнение 285: устный разбор, письменное выполнение.

Упражнение 286: конструирование словосочетаний.

Упражнение 287: комментированное письмо (выполняется на доске и в тетрадях).

Комментарий. Все возможные причастия и деепричастия от глагола объявить:

Объявивший, объявленный, объявлен, объявив.

Действительные и страдательные причастия настоящего вре­ мени, деепричастия несовершенного вида не образуются, так как глагол объявить совершенного вида (не путать с глаголом несовер­ шенного вида объявлять).

V . Словарная работа

– Запишите слова, помещенные в рамках на с. 133-134, приду­
майте с ними предложения, употребляя предлоги.

Резиденция, период.

Домашнее задание 1- §48.

2. Упражнения 288, 289.

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите свой комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь