Цели: познакомить учащихся с особенностями повествовательного текста; формировать умение озаглавливать текст и воспроизводить его по частям.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Постановка цели урока.
Слово учителя.
– В жизни каждому человеку приходится рассказывать о том, что он видел, что читал, что услышал от других. И нужно уметь это делать, иначе тебя не поймут. На уроке чтения вы учитесь пересказывать текст устно. Cегодня на уроке мы будем пересказывать текст письменно.
– Какой вопрос вам приготовил Почемучка? Что вы ему ответите?
III. Наблюдение над особенностями текста-повествования.
1. Чтение сведений по языку (с. 154).
– На какие вопросы отвечает текст-повествование?
– О чем в нем рассказывается (сообщается, повествуется)?
– Из каких частей он состоит?
2. Слово учителя.
– Действительно, рассказывая что-то, вначале мы как бы готовим собеседника к тому, о чем пойдет речь дальше. Потом в средней – основной – части мы раскрываем это главное. А заканчиваем текст так, чтобы всем было понятно: мы сказали все, что хотели.
IV. Анализ текста.
– Прочитайте текст. Можно ли его считать текстом-повествованием? Обоснуйте свой ответ.
– Определите тему текста.
– Озаглавьте текст.
– Разделите рассказ на части: начало, основная часть, концовка.
– Какие слова употребил мальчик в рассказе, чтобы не повторять слово зайчонок? (Зайчишка, Яшка, зайчик, бедняга, любимец.)
V. Пересказ текста по частям. Словарная работа.
VI. Орфографическая подготовка.
Эта работа проводится коллективно: дети находят слова с буквами, которые нужно проверять, объясняют их написание.
VII. Повторное чтение.
VIII. Самостоятельная запись рассказа.
IX. Проверка по учебнику.
X. Итог урока.
– Чему учились сегодня на уроке?
– Что вы знаете о тексте-повествовании?
Домашнее задание. Упражнение 367.