Ц е л и: познакомить с ролью местоимений в речи; формировать умение распознавать их в тексте, правильно употреблять.
Х о д у р о к а
I. Орфографическая минутка.
Михаил догадался, привела сестра, вымазался в грязи, на дворе светлым-светло, смотрела на зверей, летит оса, на хвосте принесла, таскает листочки, два молоденьких дрозда.
II. Введение в тему.
– Вы – редакторы. Замените выделенные слова другими. (Текст записан на доске.)
Лиса
п ро лису дурная слава ходит, будто лиса кур таскает. Но на деле редко лисе это удается. Чаще всего лиса охотится за мышами. У лисы чуткий слух. Только пискнет мышонок, лиса уже тут как тут.
– Вместо какой части речи вы употребили эти слова?
Такие слова, которые не называют предмет, а только на него указывают, называются местоимениями.
Учитель вывешивает сигнал-схему:
– Местоимение – это часть речи.
В ы п о л н е н и е упражнения 1 на с. 26 по заданию учебника.
– Можно ли по личным местоимениям узнать, о ком идет речь?
III. Первичное закрепление.
Коллективно выполняется упражнение 2 на с. 26.
З а п и с ь: солнце – оно, Каштанка – она, кот – он.
Делается вывод.
В ы в о д: местоимение он указывает на предмет мужского рода, она – женского, оно – среднего рода.
Упражнение 3 на с. 27 выполняется по заданию учебника.
IV. Комментированное письмо.
Мы встали утром. Над нами весеннее солнце. Пришел к нам знакомый лесник. Он позвал нас посмотреть лисью нору. Мы подошли к сосне. Возле ее подножия была нора.
V. Творческий тест.
– Выберите нужное местоимение.
Вчера я дежурил в классе. Вместе со … а) я дежурила Катя.
б) ты
в) мной
Я вытер доску и парты. Доска у … а) оно так и блестела.
б) я
в) меня
Класс у … а) нас был в образцовом порядке.
б) мы
в) нее
VI. Итог урока.
– С какой частью речи познакомились?
– Почему эта часть речи получила такое название?
– Какие местоимения вы запомнили?
Домашнее задание: составить 5 предложений с местоимениями.