Урок 101 ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ЛИЧНЫХ МЕСТОИМЕНИЯХ

0
448
науки информатики

Ц е л и: познакомить с ролью местоимений в речи; формировать умение распознавать их в тексте, правильно употреблять.

Х о д у р о к а

I. Орфографическая минутка.

Михаил догадался, привела сестра, вымазался в грязи, на дворе светлым-светло, смотрела на зверей, летит оса, на хвосте принесла, таскает листочки, два молоденьких дрозда.

II. Введение в тему.

– Вы – редакторы. Замените выделенные слова другими. (Текст записан на доске.)

Лиса

п ро лису дурная слава ходит, будто лиса кур таскает. Но на деле редко лисе это удается. Чаще всего лиса охотится за мышами. У лисы чуткий слух. Только пискнет мышонок, лиса уже тут как тут.

– Вместо какой части речи вы употребили эти слова?

Такие слова, которые не называют предмет, а только на него указывают, называются местоимениями.

Учитель вывешивает сигнал-схему:

– Местоимение – это часть речи.

В ы п о л н е н и е упражнения 1 на с. 26 по заданию учебника.

– Можно ли по личным местоимениям узнать, о ком идет речь?

III. Первичное закрепление.

Коллективно выполняется упражнение 2 на с. 26.

З а п и с ь: солнце – оно, Каштанка – она, кот – он.

Делается вывод.

В ы в о д: местоимение он указывает на предмет мужского рода, она – женского, оно – среднего рода.

Упражнение 3 на с. 27 выполняется по заданию учебника.

IV. Комментированное письмо.

Мы встали утром. Над нами весеннее солнце. Пришел к нам знакомый лесник. Он позвал нас посмотреть лисью нору. Мы подошли к сосне. Возле ее подножия была нора.

V. Творческий тест.

– Выберите нужное местоимение.

Вчера я дежурил в классе. Вместе со … а) я дежурила Катя.

б) ты

в) мной

Я вытер доску и парты. Доска у … а) оно так и блестела.

б) я

в) меня

Класс у … а) нас был в образцовом порядке.

б) мы

в) нее

VI. Итог урока.

– С какой частью речи познакомились?

– Почему эта часть речи получила такое название?

– Какие местоимения вы запомнили?

Домашнее задание: составить 5 предложений с местоимениями.