1. Орфоэпическая минутка.
Принцип работы тот же, что и на предыдущем уроке.
Пломбирует, закупоривает, ходатайство, уведомить, Саввична, приняла, мытарства, облегчит.
Себя же старик от нападок жильцов оберегает: пломбирует дверь, закупоривает окна. Бороться со стариком невозможно: не помогают ни сбор подписей под ходатайством в соответствующие органы, ни угрозы. Жильцы уведомили управдома Арину Саввичну [шн], но та приняла сторону старика. Когда наступит конец мытарствам жильцов? Кто облегчит их жизнь?
2. Повторение.
1) Лингвистическая задача.
– Почему числительные два, три, четыре не могут сочетаться с существительными, употребляющимися только во множественном числе?
– Запишите словами и поставьте в формы родительного и творительного падежей числа: 15, 55, 674, 980, 840.
3. Работа с теоретическим материалом.
– Прочитайте на с. 153 учебника о склонении числительного полтора.
– Назовите особенности этого числительного.
4. Упражнение 365.
5. Работа с дробными числительными.
– Вспомните, что обозначают дробные числительные.
– Что обозначает каждая цифра в дроби?
– Почему дробные числительные состоят их двух частей?
– Прочитайте о склонении дробных числительных на с. 154. Найдите сходства и отличия в склонении целых и дробных числительных.
6. История об арбузе Фэнела.
Фэнел знает: если поделить арбуз на две части, будут есть он и сестренка, на три части – он, сестренка и мама, на четыре – он, сестренка, мама и папа, а если разрезать его на пять частей – то будут есть и он, и сестренка, и мама, и папа, и дедушка!..
И когда папа приносит Фэнелу арбуз, Фэнел делит его на много-много долек, чтобы хватило всем на земле!..
– Запишите, используя дробные числительные, сколько арбуза достанется Фэнелу, если он поделит его на две; три; четыре; пять частей.
7. Упражнение 367.
8. Словарный диктант (упражнение 369).
Домашнее задание: упражнение 368.