Урок 10 Взаимоотношения в классе

0
15
информатика


Цель урока:
расшир я ть знания учащихся о взаимо­отношениях в классном коллективе и обогатить опыт позитивного общения с одноклассниками.

Задачи:

раскрытие значения взаимопонимания и доверия в классе;

– развитие умения строить доброжелательные и довери­тельные отношения в коллективе, избегать конфликтов и ссор;

– воспитание уважительного отношения к своим одно­классникам.

Ресурсы: аудиозапись песни на сл. М. Пушкиной, муз. К. Кельми «Замыкая круг».

Круг радости

Учитель приглашает всех в круг и предлагает попри ­ ветствовать однокласников так, чтобы в словах чувствовались доброжелательность и участие. Начинает учитель: «Ребята, я приветствую вас на уроке. Уверена, что если кто-то немного огорчён, он сумеет справиться с трудностями, потому что рядом друзья, которые обязательно помогут. А тех, кто весел, приглашаю поделиться своей радостью с одноклассниками».

Проверка домашнего задания

Проверка домашнего задания обозначает новый этап разговора о взаимоотношениях в коллективе. Чтение рассказа «Братья милосердия» по Л. и И. Белоусовым дома даст возможность обсудить изучаемую тему по вопросам, обоз ­ наченным в задании 1 тетради, без выделения дополнительного времени на обдумывание на уроке.

Что такое этическое поведение?

Какие правила этического поведения вы знаете?

Учащимся предлагается высказать свои размышления, составленные по материалам прочитанного. Вначале они называют ошибки в поведении героев рассказа. У большинства не вызовет затруднения увидеть проявление бестактности Гриши по отношению к слабоуспевающим ребятам, чересчур продолжительное по времени пребывание в доме больного одноклассника и т. д. Заслушав ответы учащихся на вопросы, учитель поясняет, что правил этического поведения можно сформулировать много, но принцип следования этим правилам заключатся в умении видеть и слышать человека, который рядом.

Размышление над ситуацией

Учитель предлагает самостоятельно прочитать описанные в задании ситуации и предложить свой вариант выхода из той, которая покажется наиболее интересной.

Проанализируйте ситуации и предложите приемлемый выход.

Ситуация 1

Асель и Жанна постоянно соперничают. На протяжении учебного года идет борьба между ними за оценки, за учительское уважение, за авторитет перед классом, за первенство в спортивных состязаниях. Все это выражается в колких шутках, в насмешках в адрес друг друга. На переменах часто возникают ссоры. Класс тоже разделился на две группы, одна – поддерживает Асель, другая – Жанну. Эта ситуация мешает учиться. Как можно исправить положение дел?

Ситуация 2

Айгерим – новенькая в классе. Она очень симпатична внешне, хорошо учится, отличается красивой манерой говорить. Девочка сразу же заняла ведущие позиции в отношениях с учителями и одноклассниками – мальчиками. Посыпались записки, звонки с предложениями встретиться, сходить в кино и т.д. Естественно, девочкам эта ситуация не нравится. Они перестали общаться с Айгерим, объявили ей бойкот. Но ничего не изменилось. Айгерим продолжала вести себя так, будто отношение к ней одноклассниц для неё ничего не значит. Как добиться понимания?

Ситуация 3

На перемене Андрей дал Болату свой новенький, только что купленный мобильный телефон. Болат вышел с ним в коридор. Когда через некоторое время в коридор вышел и Андрей, то увидел, что друг собирает с пола разломанный корпус. Оказывается, его толкнули пробегающие мимо ребята. Он выронил телефон из рук, и кто-то нечаянно наступил на него. Как правильно поступить, чтобы не испортить отношения с другом?

В представленных ситуациях речь идет о распространённых в классных коллективах явлениях. В ситуации1 – о сопер­ничестве, о котором говорилось на предыдущем уроке. Поль­зуясь анализом данной ситуации, учитель также может рассуждения учащихся направить на сопоставление понятий «соперничество» и «соревнование». Учитель, помогая учащим­ся, особый акцент он может сделать на вопросе: что важнее: соревноваться с кем-то или соревноваться с самим собой? Обсуж­дая этот вопрос, учащиеся должны понять, что соревноваться с самим собой – это и есть стремление к совершенству.

В ситуации 2 говорится о таком способе коллективного порицания, как бойкот. Учителю важно объяснить, что эта мера часто не достигает цели, ведь она только усиливает разлад между человеком и коллективом, а вовсе не сглаживает его. Всегда нужно стремиться к открытому диалогу с человеком, поведение которого в чём-либо не устраивает класс.

В ситуации3 описан пример случайного стечения обстоя­тельств, не зависящий от человека. Здесь тем более приемлем способ диалога обеих сторон.

Задание

Учитель предлагает выполнить задание, опираясь на личный опыт или опыт своих одноклассников. Учащиеся могут рассказать о конкретном случае, произошедшем в их классе. Данное задание направлено на закрепление пройденного материала. Анализируя конкретные ситуации в классе, учащиеся проявляют свои умения не только устанавливать причинно-следственые связи событий, но и готовность к пониманию других, проявлению доброжелательности.

Расскажите о своём опыте разрешения конфликтных ситуаций в классе.

Беседа

Данная беседа направлена на раскрытие новых граней взаимоотношений в классе. Обращаясь к личному опыту, предоставляя возможность учащимся выразить свою личную позицию, учитель помогает понять каждому свой долг и обязанности как члена классного коллектива. При этом следует обратить особое внимание участников беседы на значение культуры поведения и осознании каждым нравственной основы поступков в создании благоприятной атмосферы в классе.

Как вы думаете, почему нужно соблюдать правила приличия в общении с одноклассниками?

Уместны ли понятия «долг», «обязанности» в стрем­лении установить доброжелательные отношения росах лении«обязанности» воокружающим в классе? Почему?

Какие могут быть трудности, препятствия в создании атмосферы взаимоуважения в классном коллективе?

Какие добрые традиции сложились в вашем классе?

Задание

Учащимся следует провести сравнительный анализ двух текстов.

Прочитайте отрывок из книги Антуана де Сент-Экзюпери «Планета людей» и письмо, пришедшее в редакцию одной из газет. Что общего в приведённых текстах?

Мы дышим полной грудью лишь тогда, когда связаны с нашими братьями и есть у нас общая цель; и мы знаем по опыту: любить – это не значит смотреть друг на друга, любить – значит смотреть в одном направлении. Товарищи лишь те, кто единой связкой, как альпинисты, совершают восхождение на одну и ту же вершину, – так они и обретают друг друга. А иначе в наш век – век комфорта – почему нам так отрадно делиться в пустыне последним глотком воды? А нам, кому выпало счастье выручать товарищей в песках Сахары, всякая другая радость кажется жалкой.

Антуан де Сент-Экзюпери

Дорогая Редакция!

Помогите мне найти друга. Мы вместе учились. Именно сейчас, когда у меня появилась семья, растут дети, есть хорошая работа, я хочу поделиться радостью с дорогим мне человеком.

Так случилось, что много лет назад мы сидели за одной партой. Вместе делали уроки, строили планы стать лётчиками, вместе влюбились в одну девочку… А потом я уехал учиться в один город, Адлет – в другой. Мне так не хватало наших встреч, его заботливого участия в моей судьбе. Помню, когда я заболел, он приходил ко мне и рассказывал забавные истории, произошедшие в школе. Скорее хотелось выздороветь и принять участие в наших интересных совместных делах. А какой интересный спектакль мы поставили, когда учились в шестом классе. Адлет играл старушку, да так загримировался и вошел в роль, что никто не догадался, что с трудом передвигающаяся бабушка – мальчишка.

После школы все как-то быстро завертелось, появились новые интересы, увлечения. Появились и новые друзья. Но память о моём однокласснике и друге Адлете Тастамбекове согревает меня. Я очень хочу встретиться с ним. Опубликуйте моё письмо, и он обязательно отзовётся. Пусть он знает, что если ему трудно, я готов прийти ему на помощь, а если у него всё хорошо – я от души порадуюсь его успехам.

Данияр Кадыров

Анализируя тексты, учащиеся смогут увидеть общую мысль, звучащую в каждом из приведённых текстов. Она заключается в понимании каждым из авторов ценности дружбы , её благотворного влияния на людей. Благодаря анализу этих текстов, учащиеся должны понять, что выполнение школьных обязанностей, взаимодействие с одноклассниками – это часть жизни каждого ученика. Учащимся также важно понять, что такое важное достояние в жизни человека, как друзья, является следствием его уважительного отношения к другим, стремления к созиданию добра, умения доверять людям.

Резюме

Учитель предлагает прочитать информацию в рубрике «Обращаем внимание».

Данное резюме подтверждает рассуждения и выводы учащихся, сделанные на предыдущих этапах урока.

Атмосфера доброжелательности, уважения, сложив­шаяся в отношениях между одноклассниками, помогает обрести верных и надёжных друзей.

Эта информация помогает осознать, что часто именно в классном коллективе завязывается прочная дружба, которая сохраняется на всю жизнь.

Цитата урока

Учитель предлагает прочитать цитату самостоятельно и воспроизвести ее по памяти нескольких человек, а затем ответить на вопрос.

Знание придает человеку вес, поступок – блеск.

Томас Карлейль

Как вы понимаете смысл высказывания?

Отвечая на вопрос, учащиеся отмечают, что истинная ценность человека определяется его поступками.

Задание

Выполнение задания является переходом к такой стороне обсуждаемой темы, как сдержанность в высказываниях относительно присутствующих.

Прочитайте текст и определите главные мысли. На основе этого сформулируйте правила поведения в обществе.

Плутарх

Кто хочет соблюсти пристойность в насмешках, должен понимать различие между болезненным пристрастием и здравым увлечением: насмешки над первым оскорбляют, а над вторым воспринимаются благосклонно.

Есть различия в замечаниях, касающихся телесных недостатков. Горбоносый или курносый только усмехнется, если подшутить над его носом… А вот намек на дурной запах из носа или рта крайне тягостен. Лысые снисходительно относятся к подшучиванию над их недостатком, а имеющие глазное увечье – неприязненно… И вообще различно отношение людей к своим внешним недостаткам: одного тяготит одно, другого другое… Поэтому кто хочет, чтобы его поведение в обществе было приятно окружающим, должен учитывать их характер и нравы в своих шутках. Надо учитывать и состав присутствующих: то, что вызовет у вышучиваемого смех в обществе друзей и сверстников, будет неприятно услышать в присутствии жены, или отца, или учителя… Очень важно также следить за тем, чтобы насмешка пришлась кстати в обстановке общего разговора в ответ на чей-либо вопрос или шутку, а не вторгалась в застолье как нечто чуждое и заранее подготовленное.

Составляя правила общения, учащиеся обращают внимание на рассуждения Плутарха относительно употребления шуток в адрес присутствующих, замечаний о недостатках их внешности, своевременности и уместности сказанного в обществе. Процесс работы над заданием поможет учащимся проанализировать свой собственный опыт и посмотреть как бы со стороны на своё поведение и поведение своих одноклассников во время неформального общения.

Задание может быть выполнено индивидуально или коллективно. В любом из вариантов результаты следует обсудить и обобщить.

Творческая деятельность

Переход к творческой деятельности даёт учащимся возмож­ность выразить своё отношение к вопросу установления доброжелательных отношений в коллективе на основе услы­шанного на уроке.

Напишите открытое письмо своим сверстникам о том, как строить взаимоотношения в коллективе, избегая конфликтов.

Разъясняя учащимся особенности подхода к выполнению задания, учитель рекомендует выразить в письме собственную позицию, предлагает проанализировать сложившийся в коллективе моральный климат и возможность сохранения или улучшения традиций общения между одноклассниками.

Данная творческая работа выполняется либо индивидуально, либо в группе. Презентация результатов творческой деятель­ности учащихся может быть в последующем предметом дискуссии. В связи с этим учитель имеет возможность исполь­зовать результаты презентации для организации дебатов в рамках внеурочных и внеклассных мероприятий.

Чтение

Статью «Всегда ли прозвище обидно?» можно предложить прочитать одному или нескольким учащимся по очереди. Работа по вопросам после текста тоже может стать основой дискуссии, поскольку тема обращения друг к другу в классном коллективе является довольно острой.

Всегда ли прозвище обидно?

По Елене Дунаевой

«Это Оля первая сказала Коле: «Эх ты, Свистун!..» А он в ответ прозвал ее Вороной: это, кажется, была единственная птица, которую он не любил.

Никто, кроме Кольки, Олю вороной не называл, а к нему прозвище Свистун приклеилось так прочно, словно с рождения было вписано в метрику». Фамилия Коли – Незлобин, Оли – Воронец, но, кроме имен и фамилий, у них есть еще прозвища, да и не только у них – лучшая подруга Оли Аня Чересмина за свои рыжие волосы и свою непоседливость прозвана Белкой.

Наверно, любому ведомо, что в классе у мальчиков и девочек есть, кроме имен и фамилий, еще и прозвища.

Что же такое прозвища? Откуда они берутся? Хорошо это или плохо – давать прозвища? Попробуем в этом разобраться.

Заглянем сначала в «Толковый словарь живого великорусского языка» Владимира Даля, где даны объяснения слов. Читаем: «Прозвать – давать кличку, добавочную к имени, прозвание или прозвище… Прозванья родом ведутся, а прозвище народ дает». Прозванье, дающееся родом, – это фамилия, она принадлежит не одному человеку, а семье, роду на протяжении десятилетий и даже столетий. А прозвище дается одному определенному человеку по большей части на короткое время, оно рождается в семье, классе, во дворе.

Всегда ли прозвище дается лишь в насмешку? Всегда ли оно обидно?

Лицеисты первого выпуска, Пушкин и его друзья, были связаны тесными узами братства, дружбы, особой душевной близостью, «лицейским духом». В шутливых прозвищах сохранилась память о детских проделках и забавах, память «лицейских ясных дней».

19 октября 1829 года – восемнадцатая годовщина открытия Царскосельского лицея. Александру Сергеевичу Пушкину тридцать первый год, он на вершине славы первого поэта России. Этот день, как всегда, когда он в Петербурге, Пушкин проводит с лицейскими друзьями, пишет протокол заседания. Читаем: «Собрались в доме курнофеуса Тыркова (по прозвищу – Кирпичный брус) 8 человек, а именно: Дельвиг – Тося, Илличевский – Олесенька, Яковлев – Паяс, Корф – Дьячек-мордан, Стевен – Швед, Тырков (смотри выше), Комовский – Лиса, Пушкин – Француз». Кончается протокол подписями собравшихся, в скобках указаны прозвища.

А почти через сто лет молодые писатели, собравшиеся в доме Н.Д. Телешова и составившие литературное общество «Среда», не только читали друг другу новые произведения, но и очень любили посмеяться, пошутить, давать друг другу прозвища по названиям московских улиц, площадей, переулков. «Делалось это, – пишет Н.Д. Телешов, – открыто, т.е. от прозванного не скрывался его «адрес» (Кудрино, Каменный мост, Хитровка), а объявлялся во всеуслышание и никогда – за спиною!».

Выходит, не так уж плохо получать прозвище, когда оно дается открыто, доброжелательно, талантливо.

А что же наш Коля – «Свистун» и Оля – «Ворона»? Вспомним повесть А.Алексина: мальчик и девочка просто не знали друг друга, а когда ближе познакомились, то сами отказались от недобрых и обидных прозвищ.

А Аня Черемисина так и осталась Белкой.

Какое значение могут иметь прозвища среди друзей, если они присвоены с добрым намерением?

В чем разница между прозвищем, данным с добрыми намерениями, и кличками, данными в насмешку?

Подводя итоги обсуждения предложенных вопросов, учитель обращает внимание учащихся на то, что прозвища – это обычное во многих классных коллективах явление. Прозвище – второе имя человека, иногда оно отражает суть отношения к нему окружающих. Это – повод задуматься о своём авторитете, если прозвище кажется обидным. И все-таки главным в человеке является не его имя, а тем более не его прозвище, а тот след, который он оставляет в сердцах людей.

Резюме

Вывод, данный в рубрике «Обращаем внимание», может служить обобщением разговора о манере обращаться друг к другу в классном коллективе.

Обращение к человеку – один из способов установления добрых отношений с ним. В обращении важно то, с каким настроем, с какой интонацией вы обращаетесь к вашему собеседнику.

Домашнее задание

Учащимся предлагается выполнить задание в учебнике. Данное задание направлено на осмысление вышеизложенного вывода на основе анализа случаев из жизни своего класса.

Расскажите, как обращаются друг к другу в вашем классе. Как вежливое обращение способствует созданию доброжелательной атмосферы в коллективе?

Работа над заданием поможет осмыслить сказанное на уроке и убедить одноклассников в необходимости уважать друг друга.

Круг «От сердца к сердцу»

Песня «Замыкая круг» станет логическим завершением изучаемой темы. Учитель может пригласить всех обняться за плечи, что само по себе является объединяющим приёмом, и исполнить песню под фонограмму.

Замыкая круг

Сл.М.Пушкиной

Муз. К.Кельми

Вот одна из тех историй, о которых люди спорят,

И не день, не два, а много лет.

Началась она так просто, не с ответов, а с вопросов –

До сих пор на них ответов нет.

Почему стремятся к свету все растения на свете?

Отчего к морям спешит река?

Как мы в этот мир приходим, в чем секрет простых мелодий?

Нам хотелось знать наверняка.

Припев:

Замыкая круг, ты назад посмотришь вдруг,

Там увидишь в окнах свет, сияющий нам вслед.

Пусть идут дожди, прошлых бед от них не жди.

Камни пройденных дорог сумел пробить восток.

Открывались в утро двери, и тянулись ввысь деревья.

Обещал прогноз то снег, то зной.

Но в садах, рожденных песней, ветер легок был и весел

И в дорогу звал нас за собой.

Если солнце на ладонях, если сердце в звуках тонет –

Ты потерян для обычных дней.

Для тебя сияет полночь, и звезда спешит на помощь,

Возвращая в дом к тебе друзей.

Припев.

поурочные планы для 6 класса, Самопознание

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите свой комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь