Урок 10 Тема: Тайна моего «Я»

0
748

Цели урока:

ознакомление учащихся с понятием «Я»;

объяснение детям значимости, важности, уникальности человека как личности;

привитие ребенку интереса к его внутреннему «Я», к тайнам своего «Я»;

воспитание у детей уважительного, заботливого и бережного отношения к другому человеку.

Методы: рассказ, беседа, объяснение, игра, практическая работа, работа с книгой.

Ресурсы: учебник, тетрадь «Моя Помощница».

Ход урока

1. Круг радости

Здравствуйте, ребята! Встаньте, пожалуйста, в «круг радости». Попробуем подарить друг другу чуточку тепла, добра и счастья. Прикоснитесь своими ладонями к ладоням своего друга и передайте ему тепло своего сердца. Мысленно пожелайте друг другу всего самого хорошего.

2. Поговорим

Сегодня на уроке «Самопознание» у нас пойдет очень серьезный и важный разговор. Мы будем стремиться узнать и познать тайну, связанную со своим «Я».

Вся история развития человеческой цивилизации подтверждает мысль о том, что человек – это удивительное создание, которое в самом себе хранит много нераскрытых тайн. Вспомните, порой, мы сами не всегда можем понять себя, свой характер. Нам трудно осознать, кто же мы есть на самом деле. В разных ситуациях, в общении с разными людьми мы ведем себя по-разному. И окружающие нас люди воспринимают нас каждый по-своему. Очень важно, дети, знать одно правило: для того, чтобы жить в гармонии с окружающим миром, нужно, прежде всего, разобраться в себе, определить, кто ты? Какой ты? Какая тайна заключена в тебе?

Хотите ли вы понять себя и узнать себя поближе? (Ответы детей).

Очень хорошо. Давайте мы проведем тест, который называется «Правое или левое». Ответы, которые вы дадите на его вопросы, позволят вам приблизиться к своему «Я», познакомиться с тайной «Я», познать и узнать свои способности и возможности. В этом нам поможет замечательная наука, которая называется «Психология». Эта наука о душе человека. Она рассказывает о внутреннем мире, о тайне внутреннего «Я» каждого человека. Наш сегодняшний урок «Самопознание» мы проведем с опорой на научные знания психологии.

Прежде чем провести тестирование самих себя, давайте поговорим о том, что представляет собой в целом человеческий мозг. Оказывается, дети, человеческий мозг имеет два полушария, которые называются «правое полушарие» и «левое полушарие». Человеческая природа настолько мудра, что она провела «разделение труда» между ними. Только одно из этих полушарий человека является ведущим, что во многом определяет особенности характера человека, тайну моего «Я». Давайте попробуем и мы узнать, какое же из двух полушарий нашего мозга является ведущим. Итак, начнем.

Я попрошу вас сомкнуть пальцы в замок. (Дети выполняют задание). Ребята, обратите внимание на свои сомкнутые руки. Сверху всегда оказывается один и тот же большой палец. Вот здесь и скрыта одна из тайн. Например, если сверху рук лежит левый большой палец, то оказывается, что вы – эмоциональные личности, если же правый – у вас преобладает аналитический склад ума, благодаря которому вы любите думать, размышлять, философствовать.

А теперь возьмите ручку или карандаш. Попробуйте прицелиться, выбрав мишень. Смотрите на нее обоими глазами через кончик ручки или карандаша. Зажмурьте один глаз, затем другой. Если мишень сильно смещается при зажмуренном правом глазе, то левый глаз у вас – ведущий, и наоборот. Правый ведущий говорит о твердом и настойчивом характере, левый – о мягком и уступчивом.

Если при переплетении рук на груди сверху (на локте) оказывается правая рука, вы склонны к простоте и добродушию. Левая – к кокетству.

Если вам удобнее, аплодируя, хлопать сверху правой ладонью, это говорит о решительности вашего характера. Если же левая рука при этом лежит сверху, то считается, что такой человек подвержен некоторым колебаниям и сомнениям перед принятием решения. (Дети под руководством учителя выполняют упражнения. Приходят к определенным выводам, комментируют те либо иные обстоятельства).

3. Обратимся к учебнику

«Азбука Самопознания» стремится раскрыть перед вами, дети, все то, что связано с этой темой урока. Поработаем на ее страничках (стр.62).

Внимательно и очень вдумчиво прочитаем ее пояснения.

Тайна – это нечто неразгаданное, ещё непознанное.

Тайна моего «Я» – это нечто скрываемое от других, известное не всем, секрет.

Ребята! Вы согласны с «Азбукой»? А как бы вы расшифровали эти слова: «тайна», «тайна моего «Я»? Расскажите. (Ответы детей).

Молодцы! Мы сейчас выполнили одно очень серьезное упражнение, прочитали и осмыслили главный ключ урока – «Тайна моего «Я». Думается, что мы подготовились к выполнению заданий «Азбуки» (Задание 1) и тетрадочки (Задание 1).

Внимательно рассмотрите картинку «Азбуки». Она отвечает на ваш вопрос? Подумайте, поразмышляйте.

А теперь поработайте на страничке тетрадочки. Подумайте, в чем заключается тайна вашего «Я»? Пусть ваши тайны украсят страничку вашей тетрадки. А чтобы картинка стала живой и яркой, раскрасьте ее любимыми цветами. (Дети выполняют задание).

4. Обратимся к учебнику

Знаете, ребята, в одной большой и красивой стране, которая называется Индия, живет один мудрец. Его имя Сатья Саи Баба. Он высказал очень интересную мысль о том, что на самом деле в нас живут три человека: первый – это то, что ты думаешь о себе, второй – это то, что думают о тебе окружающие, и третий – это то, кто ты есть на самом деле. Давайте запомним эту мысль. Порассуждаем над ней.

Откройте страничку «Азбуки Самопознания». Рассмотрите картинку в ней. Запомните.

5. Игра «Тайный друг»

При проведении этой игры мы попытаемся выяснить, кто мы есть на самом деле. Наши правые и левые ладошки нам подсказали, какая тайна находится, «живет», внутри нас. А сейчас давайте попробуем выяснить, что мы думаем о себе и что думают о нас окружающие.

Учитель предлагает детям записать свои имя и фамилию на отдельных листочках. Затем свернуть их так, чтобы написанный текст нельзя было прочитать. Свернутые листочки необходимо сложить в коробку и предложить ребенку вытянуть один из этих листочков. Рекомендуется попросить детей не называть имя ученика, который был записан на листочке. Если кто-то вытянул свое имя, он возвращает учителю листочек и вытягивает новый. Затем каждый из учеников дает словесную характеристику другому, чье имя он вытянул. Описывается внешность школьника, его достоинства, способности, интересы и другие положительные качества. Остальные же дети должны будут отгадать, о ком из них идет речь.

Подумайте и расскажите, какие чувства вы испытывали во время выполнения этого задания?

Понравилось ли вам, что думают о вас другие?

Ожидали ли вы услышать о себе такие слова? (Ответы детей).

Подумайте о словах – комплиментах своих друзей. Поразмышляйте над ними. Попытайтесь сделать выводы. Может быть, вам стоит изменить что-либо в себе? Не бойтесь себе признаться в этом. Ведь на Земле нет идеального человека. У каждого человека на планете, а значит, и у нас с вами есть свои достоинства и некоторые недостатки. Главное – знать свои достоинства, а также вовремя разглядеть свои слабые стороны, затем превратить их в достоинства. Человек всегда должен стремиться исправиться, стать лучше. Ведь только ему, человеку, свойственно никогда не останавливаться на достигнутом. Потому он всегда стремится совершенствовать свой внутренний духовный мир, обогатить свое тайное «Я».

6. Домашнее задание

В учебнике «Азбука Самопознания» прочитайте стихотворение К.Ушинского «Кончил дело – гуляй смело». Поработайте над Заданием 2.

В тетради «Моя помощница» выполните Задание 2. Представьте себя в виде какого-нибудь сказочного цветка, заморского фрукта, сильного животного или сказочного героя и нарисуйте свое видение. Раскрасьте его в любимые цвета.

7. Круг «От сердца к сердцу»

Понравилось ли вам это занятие?

Помогло ли вам оно узнать себя поближе? Что вы открыли в самом себе? Чему удивились?

А что решили обогатить либо исправить в себе? (Ответы детей).

Продолжите, пожалуйста, фразу: «Сегодня я узнал, что я …». Самое главное, ребята, вы должны знать, что каждый из вас – самый лучший, самый удивительный и неповторимый ребенок на свете. Других таких учеников также не найдешь, если даже полетишь на другие планеты. Вот именно в этом заключается вся тайна вашего «Я», сотканная из вашего характера, потребностей, установок, желаний, интересов, способностей, мыслей и чувств. Потому познавайте себя на протяжении всей своей жизни. Любите себя. Лишь полюбив самого себя, вы сможете полюбить других. Следуйте формуле любви. Повторяйте за мной эти слова и движения:

Я так люблю себя

(положить руку на сердце),

Что я могу любить тебя

(положить руку на сердце друга),

И ты начнешь любить себя

(руку на плечо друга),

И сможешь полюбить меня

(руку на свое сердце).

Самопознание, поурочные планы для 3 класса