Урок 10 Тема: «СКАЗОЧНАЯ ПТИЦА». ИЗОБРАЖЕНИЕ И ФАНТАЗИЯ

0
1231
бактерии

Вид занятий: рисование по памяти и представлению.

Цели и задачи: знакомство с образом сказочной птицы в рус­ском фольклоре и других народов мира; закрепление знаний о жан­ре анималистки; повтор изученного о «теплых» и «холодных» цве­тах, цветовом круге, контрастных цветах; закрепление умения пользоваться палитрой, техникой мазка, линией, пятном, светлот-ными и цветовыми контрастами как средствами художественной выразительности; развитие эстетического отношения к действи­тельности, фантазии и умения творчески преображать формы ре­ального животного мира в условно-декоративные.

Оборудование урока: для учащихся – гуашь (2-3 краски или холодная или теплая гамма), крупные и мелкие кисти, большой лист бумаги (желательно цветной, тонированной), фотографии и открытки с изображением птиц, книги на ту же тему, сувениры, игрушки.

Зрительный ряд: слайды реальных и фантастических жи­вотных и птиц в русской деревянной и каменной резьбе, в европей­ском и восточном искусстве; М. Врубель «Царевна-Лебедь»; мето­дические таблицы «Цветовой круг», «Творческая переработка природных форм в декоративные», «Теплые и холодные цвета».

Литературный ряд: А. С. Пушкин «Сказка о Золотом Пе­тушке», стихотворения, фольклор.

Музыкальный ряд: фантастические образы из музыкаль­ных произведений на темы сказок.

Ходурока

I. Организация класса.

Проверка отсутствующих, готовности к уроку.

II. Сообщение темы урока. Знакомство с образом волшеб­ной птицы в русском фольклоре и других народов мира.

– Какие вы можете вспомнить образы сказочных птиц? («Фи-нист ясный сокол», А. Пушкин «Сказка о Золотом Петушке», Царевна Лебедь в «Сказке о царе Салтане», Жар-птица в сказке П. Ершова «Конек-Горбунок», Матеуш попугай в сказке Я. Бжех-вы «Академия Пана Кляксы», серены в греческих мифах, птица Феникс в восточных сказках, Сова в книге «Вини-Пух и eceeceece» А. Милна (пер. Б. Заходера) и др.)

Целесообразно зачитать некоторые литературные отрывки.

В народном календаре, обычаях и обрядах народа образ птицы неотделим от начала весны. Один из обычаев был печь «жаворон­ки» – вкусные булочки в форме птичек, так отмечали начало весны. А еще весной выпускали на волю птиц, проживших в доме челове­ка зиму. Был обычай, весело заклиная птиц, петь песенки про птиц (закличка – просьба замкнуть зиму, отомкнуть лето):

Жавороночки, прилетите к нам,

Красно летичко принесите к нам,

А зимушку унесите от нас.

Синички – сестрички,

Чечётки – тетки,

Кулички – мужички,

Скворцы – молодцы,

Из-за моря к нам летите,

Весну красную несите,

С шёлковой травой,

С жемчужною росой,

С тёплым солнышком

С пшеничным зёрнышком!

Курлы, курлы, курлы!

Летят, летят журавли!

Курлы-си, курлы-си,

По Руси! По Руси!

Кукушечка, кукушечка,

Серая ребушечка,

Покукуй в лесу:

«Ку, ку» -Сколько лет я проживу?

Показать изделия, фотографии вещей, украшенных стилизо­ванными рисунками птиц (приамурские узоры, скопинские гончар­ные изделия, дымковская и филимоновская игрушки, птицы из щепы Архангельской области). Объяснить, как таким рисунком укра­шаются полезные в быту вещи (в технике вышивки, аппликации, росписи).

– Должен ли художник, создающий подобные изображения, знать птиц, их повадки? Можно ли отнести создание такого худо­жественного образа к жанру анималистки? (Отчасти, так как форма декоративно перерабатывается.)

Наглядно раскрыть принцип творческой переработки реальных форм в декоративные с помощью методических таблиц, фотогра­фий живых птиц и изображений птиц (на изделиях).

Объяснить, что птица будет выполнена нарядно, выразительно и привлекательно, если художником будут учитываться гармонич­ные сочетания цветов в росписи. Рассмотреть методические табли­цы «Цветовой круг», «Теплые и холодные цвета», как брать соче­тания контрастных цветов, сближенных, теплых и холодных сочетаний.

III. Выполнение упражнений на освоение «теплых» и «хо­лодных» цветов.

Вспомнить радугу. Расположить в порядке ее цветов все фло­мастеры, которые дети смогли найти дома (или старые цветные карандаши). Разделить на 3 группы цветов («теплые», зеленые, «холодные»). Показывая попарно рядом расположенные фломасте­ры, спросить, какой из них «холодный», а какой «теплый»? Тот же вопрос задать по поводу фломастеров, расположенных не рядом.

– Какую краску нужно добавить к краскам, чтобы высветлить цвет, сделать его более нежным? (Белый.) – А какой цвет добавляем, чтобы приглушить яркость? (Чер­ный, чуть-чуть и очень осторожно.)

IV. Работа над заданием.

Самостоятельная работа учащихся: «Птица – фантазия «Сказочная птица».

Учитель. Особое условие при выполнении работы: вы изображаете свою птицу либо в холодном, либо в теплом колорите. Значит, вы должны выбрать

те краски из 7 цветов раду­ги, которые вам подойдут, и допол­нительно получить смеси цветов на их основе.

Также условием будет выполнить фон в противоположном цвету птицы колорите (птица в «теплом» цвете-фон в «холодном», и наоборот).

Учитель поощряет яркие, красочные изображения птиц, в кото­рых проявляется фантазия детей, увлеченность процессом изобра­жения.

V. Итоги урока.

Можно выполнить из работ учащихся коллективное панно либо в виде полосы, либо в виде прямоугольников (4-6 работ), приду­мать название.

Уборка рабочих мест.

Домашнее задание: вспомнить, посмотреть в детских книжках, фильмах, какие бывают сказочные персонажи в образе животных, птиц (дракон, кентавр, русалка). Нарисовать «невидан­ного зверя» (рисунок – психологический тест), соединяя воедино элементы разных животных, птиц, насекомых и даже растений.