Вид занятий: рисование по памяти и представлению.
Цели и задачи: знакомство с образом сказочной птицы в русском фольклоре и других народов мира; закрепление знаний о жанре анималистки; повтор изученного о «теплых» и «холодных» цветах, цветовом круге, контрастных цветах; закрепление умения пользоваться палитрой, техникой мазка, линией, пятном, светлот-ными и цветовыми контрастами как средствами художественной выразительности; развитие эстетического отношения к действительности, фантазии и умения творчески преображать формы реального животного мира в условно-декоративные.
Оборудование урока: для учащихся – гуашь (2-3 краски или холодная или теплая гамма), крупные и мелкие кисти, большой лист бумаги (желательно цветной, тонированной), фотографии и открытки с изображением птиц, книги на ту же тему, сувениры, игрушки.
Зрительный ряд: слайды реальных и фантастических животных и птиц в русской деревянной и каменной резьбе, в европейском и восточном искусстве; М. Врубель «Царевна-Лебедь»; методические таблицы «Цветовой круг», «Творческая переработка природных форм в декоративные», «Теплые и холодные цвета».
Литературный ряд: А. С. Пушкин «Сказка о Золотом Петушке», стихотворения, фольклор.
Музыкальный ряд: фантастические образы из музыкальных произведений на темы сказок.
Ходурока
I. Организация класса.
Проверка отсутствующих, готовности к уроку.
II. Сообщение темы урока. Знакомство с образом волшебной птицы в русском фольклоре и других народов мира.
– Какие вы можете вспомнить образы сказочных птиц? («Фи-нист — ясный сокол», А. Пушкин «Сказка о Золотом Петушке», Царевна Лебедь в «Сказке о царе Салтане», Жар-птица в сказке П. Ершова «Конек-Горбунок», Матеуш – попугай в сказке Я. Бжех-вы «Академия Пана Кляксы», серены в греческих мифах, птица Феникс в восточных сказках, Сова в книге «Вини-Пух и ece–ece–ece» А. Милна (пер. Б. Заходера) и др.)
Целесообразно зачитать некоторые литературные отрывки.
В народном календаре, обычаях и обрядах народа образ птицы неотделим от начала весны. Один из обычаев был печь «жаворонки» – вкусные булочки в форме птичек, так отмечали начало весны. А еще весной выпускали на волю птиц, проживших в доме человека зиму. Был обычай, весело заклиная птиц, петь песенки про птиц (закличка – просьба замкнуть зиму, отомкнуть лето):
Жавороночки, прилетите к нам,
Красно летичко принесите к нам,
А зимушку унесите от нас.
Синички – сестрички,
Чечётки – тетки,
Кулички – мужички,
Скворцы – молодцы,
Из-за моря к нам летите,
Весну красную несите,
С шёлковой травой,
С жемчужною росой,
С тёплым солнышком
С пшеничным зёрнышком!
Курлы, курлы, курлы!
Летят, летят журавли!
Курлы-си, курлы-си,
По Руси! По Руси!
Кукушечка, кукушечка,
Серая ребушечка,
Покукуй в лесу:
«Ку, ку» -Сколько лет я проживу?
Показать изделия, фотографии вещей, украшенных стилизованными рисунками птиц (приамурские узоры, скопинские гончарные изделия, дымковская и филимоновская игрушки, птицы из щепы Архангельской области). Объяснить, как таким рисунком украшаются полезные в быту вещи (в технике вышивки, аппликации, росписи).
– Должен ли художник, создающий подобные изображения, знать птиц, их повадки? Можно ли отнести создание такого художественного образа к жанру анималистки? (Отчасти, так как форма декоративно перерабатывается.)
Наглядно раскрыть принцип творческой переработки реальных форм в декоративные с помощью методических таблиц, фотографий живых птиц и изображений птиц (на изделиях).
Объяснить, что птица будет выполнена нарядно, выразительно и привлекательно, если художником будут учитываться гармоничные сочетания цветов в росписи. Рассмотреть методические таблицы «Цветовой круг», «Теплые и холодные цвета», как брать сочетания контрастных цветов, сближенных, теплых и холодных сочетаний.
III. Выполнение упражнений на освоение «теплых» и «холодных» цветов.
Вспомнить радугу. Расположить в порядке ее цветов все фломастеры, которые дети смогли найти дома (или старые цветные карандаши). Разделить на 3 группы цветов («теплые», зеленые, «холодные»). Показывая попарно рядом расположенные фломастеры, спросить, какой из них «холодный», а какой «теплый»? Тот же вопрос задать по поводу фломастеров, расположенных не рядом.
– Какую краску нужно добавить к краскам, чтобы высветлить цвет, сделать его более нежным? (Белый.) – А какой цвет добавляем, чтобы приглушить яркость? (Черный, чуть-чуть и очень осторожно.)
IV. Работа над заданием.
Самостоятельная работа учащихся: «Птица – фантазия «Сказочная птица».
Учитель. Особое условие при выполнении работы: вы изображаете свою птицу либо в холодном, либо в теплом колорите. Значит, вы должны выбрать
те краски из 7 цветов радуги, которые вам подойдут, и дополнительно получить смеси цветов на их основе.
Также условием будет выполнить фон в противоположном цвету птицы колорите (птица в «теплом» цвете-фон в «холодном», и наоборот).
Учитель поощряет яркие, красочные изображения птиц, в которых проявляется фантазия детей, увлеченность процессом изображения.
V. Итоги урока.
Можно выполнить из работ учащихся коллективное панно либо в виде полосы, либо в виде прямоугольников (4-6 работ), придумать название.
Уборка рабочих мест.
Домашнее задание: вспомнить, посмотреть в детских книжках, фильмах, какие бывают сказочные персонажи в образе животных, птиц (дракон, кентавр, русалка). Нарисовать «невиданного зверя» (рисунок – психологический тест), соединяя воедино элементы разных животных, птиц, насекомых и даже растений.