Урок 10 Тема: « Я буду как Солнце»

0
49
биология

Цель урока: развивать у учащихся чувство любви к окружающему миру, творческое воображение; учить выражать чувства и мысли.

Методы: беседа, рассказ, объяснение, практическая работа, игра, работа с книгой.

Ресурсы: хрестоматия, тетрадь «Моя помощница», макет солнышка, лучики (по количеству детей в классе), аудиозаписи с детскими песнями, эмблема фестиваля «Азия Дауысы», несколько листов ватмана, клей, краски, фломастеры, цветные карандаши и т.д.

Круг радости

Учитель и дети могут сопровождать эти слова соответствующими движениями.

Шире круг, шире круг,

Музыка зовет

Всех друзей, всех подруг

В шумный хоровод!

Дружат птицы в вышине,

Дружат рыбы в глубине,

Дружит с небом океан,

Дружат дети разных стран.

Дружат солнце и весна,

Дружат звезды и луна,

Дружат в море корабли,

Дружат дети всей Земли.

Побеседуем

У любви много слов, и все они исходят из теплоты сердца. Есть такие выражения: «сердечное тепло», «сердечная благодарность», «человек с добрым сердцем».

Вы заметили, дети, что, выражая какие-то чувства, наше сердце как бы «пропускает» их через себя. Когда нам хорошо – радость ощущается в груди, в сердце, когда нам плохо – тоже говорят: «Сердце болит», «На сердце кошки скребут».

Наше сердце – это важный для жизни орган, который чувствует состояние человека. Сердце подсказывает нам, хорошо мы поступаем или плохо. Ваши близкие и родные, наверное, говорят: «Живите сердцем!», «Слушайте свое сердце!»

Давайте всегда будем помнить это. А теперь подумайте и ответьте на вопросы:

– Что вы можете сказать о вашем сердце? Вы его чувствуете?

– Какую роль играет в вашей жизни сердце?

– Говорят, что сердце – это дом для чувств. Согласны ли вы с этим? Как вы понимаете эту фразу?

Ответы детей.

– Невозможно представить себе человека без сердца. Сердце – это важный внутренний регулятор жизни человека. В сердце человека «живут» все его чувства, благодаря которым он может радоваться и грустить, переживать и страдать, сочувствовать и любить. Сердце никогда не бывает равнодушным. Оно дарит нам жизнь и любовь. Оно откликается на каждое событие нашей жизни. Благодаря сердцу мы узнаем, что такое сопереживание, сочувствие, учимся быть милосердными.

Как невозможно представить человека без сердца, так трудно представить мир, Вселенную без Солнца.

– А что такое солнце? Какую роль оно играет в жизни человека и Вселенной?

– Расскажите, чему, по вашему мнению, нам, людям, можно научиться у солнца?

Размышления детей.

– Замечательно, дети! Действительно, солнце дарит человеку, а также всему живому на Земле свет, день, тепло, надежду, радость. Солнце можно сравнить с самым близким и родным человеком – с мамой, которая согревает своих детей любовью и нежностью, дарит светлые и радостные минуты общения.

Работа с хрестоматией

К. Бальмонт. «Солнечная пряжа»

Я в этот мир пришел, чтоб видеть Солнце

И синий кругозор.

Я в этот мир пришел, чтоб видеть Солнце

И выси гор.

Я в этот мир пришел, чтоб видеть Море

И пышный цвет долин.

Я заключил миры в едином взоре,

Я властелин!


Я победил холодное забвенье,

Создав мечту мою.

Я каждый миг исполнен откровенья,
Всегда пою.

Я в этот мир пришел, чтоб видеть Солнце,

…Я буду петь! Я буду петь о Солнце!…

– От имени кого говорит автор?

– О чем размышляет автор стихотворения?

Как вы думаете, почему автор пишет о том, что человек пришел в этот мир, чтобы видеть Солнце, а не приобретать конкретные материальные вещи, например, автомашину?

– А вы совершали поступки, достойные Человека-Солнца? Как это произошло?

Ответы детей .

– Человеку невозможно прожить и без солнца, и без сердца. В каждом из нас как бы живет волшебный лучик солнца, который согревает и нас, и окружающих людей своим теплом. Это и есть наше сердце. Берегите сердца своих близких и родных!

Помните, что сердце легко поранить даже просто грубым словом. От обид и огорчений, от тревог и беспричинных забот сердце болит. И только внимание, забота, любовь, искренние теплые отношения продляют его жизнь и делают человека солнечным, счастливым.

– Подумайте, может ли человек быть похожим на солнце?

– Какими качествами должен обладать такой человек?

– Что нужно делать для того, чтобы стать «солнечным человеком»?

– Скажите, в вашем окружении – дома, в школе, в классе, на улице – есть такие люди? Чем они отличаются от других людей?

Ответы детей.

– В жизни встречаются замечательные люди, которые своими чувствами, мыслями, отношениями похожи на солнце. В чем их особенность? Конечно же, в том, что эти люди – очень добрые, терпеливые, заботливые. От одного взгляда или общения с таким человеком на душе становится радостно и светло. Возникает желание общаться с ним, делиться своими мыслями, чувствами, радостью, переживаниями.

Каждый человек, если очень захочет и приложит к этому усилия, может стать таким же человеком – солнцем. Уже в древности люди создавали такие образы не только в мечтах, но и в наскальных рисунках. Один из них в наши дни стал символом международного музыкального фестиваля.

– Кто знает, как называется этот фестиваль?

– А кто сможет нарисовать его символ?

– Как вы думаете, почему именно символ солнечного человека является визитной карточкой фестиваля?

Ответы детей.

Творческая работа в группах

«Конкурс на лучший эскиз эмблемы для Фестиваля детской песни»

Порядок работы

Учитель предлагает детям выступить с инициативой – провести в школе Фестиваль детской песни под девизом «Пусть всегда будет солнце!». Предполагается, что на фестивале будут звучать песни по темам: счастливое «солнечное» детство, школьные годы, одноклассники, друзья, учителя, семья, родительский дом, природа, Человек – Солнце и др. Все эти песни объединяет то, что в них отражаются такие общечеловеческие ценности, как Дружба, Добро, Любовь, Взаимопонимание, Радость, Счастье, Справедливость, Честность, Единение, Мир, Жизнь.

Для Фестиваля необходимо разработать эмблему. Она сама по себе должна создавать солнечное, радостное настроение, чтобы, глядя на нее, у ребят и взрослых загорались в глазах веселые золотые искорки. Отбор лучших творческих работ будет производиться на конкурсной основе. Музыкальный сигнал (позывные) фестиваля из известных детских песен выбирают члены конкурсной комиссии.

(Учитель прописывает все вышеназванные темы и ценности на доске).

Учитель распределяет детей на группы. В одной – обязательно нечетное число учащихся от 3 до 5 человек. Это жюри конкурса (конкурсная комиссия). Учитель обязательно входит в состав жюри (конкурсной комиссии). В остальных группах желательно равное количество учащихся – это группы продюсеров.

Группа продюсеров разрабатывает и рисует эскиз эмблемы. В основу эмблемы можно взять общий девиз Фестиваля или узнаваемые образы из известных детских песен. Члены конкурсной комиссии (жюри) в это же время прослушивают записи известных детских песен и выбирают позывные фестиваля. На выполнение задание дается не более 10 минут.

После выполнения задания группы продюсеров представляют свои предложения по эмблеме Фестиваля. Конкурсная комиссия (жюри) класса определяет лучшую творческую работу и рекомендует ее на общешкольный конкурс вместе с музыкальным сигналом (позывными Фестиваля), предложенным конкурсной комиссией. (Рекомендации оформляются письменно).

По окончании конкурса группы соревнующихся и члены жюри поют по одному куплету из песен, которые они выбирали для того, чтобы лучше разъяснить идею фестиваля в школе.

Игра «Солнышко»

Учитель и дети становятся в круг, касаясь друг друга плечами .

– Вытяните, пожалуйста, руки перед собой, ладонями вперед. Пусть Ильжана (одна из учащихся) встанет в центре круга. Она будет солнышком. А все вы, ребята, станете ее лучиками. Ильжана-солнышко будет раскачиваться в центре нашего круга. Наши руки-лучики будут оберегать и поддерживать Ильжану, не давая ей упасть. (Игра проводится несколько раз).

– Расскажите, что вы чувствовали, когда были лучиками?

– А что вы чувствовали, когда были солнышком?

– Что вы поняли из этой игры? Какое «правило жизни» из этого следует?

Ответы детей.

Работа в тетради

– Прочитайте задания 1 и 2 и выполните их.

Дети по желанию зачитывают свои записи .

Дети! Будьте как Солнце! Наше сердце очень любит слова «Я люблю тебя!» – оно научится говорить эти слова и камушку, и сверкающей песчинке, и траве, и цветку… и всему миру.

Попробуйте почувствовать их отношение к себе, пусть ваше сердце соединяет вас с окружающим солнечным миром, пусть благоухают цветы любви в вашем сердце.

Домашнее задание

– Прочитайте в хрестоматии рассказ «Благой пример» М. Рос-товской. Подумайте над его смыслом и содержанием . Поделитесь своим мнением с близкими, родными и друзьями.

Круг «От сердца к сердцу»

Учитель и дети становятся в круг «От сердца к сердцу». На столе (подставке) в центре класса располагается макет солнца .

– Сейчас каждый может подарить друг другу тепло, свет и нежность солнца. Для этого нужно взять солнце и направить его луч на одного из ребят, сказать ему теплые и сердечные слова–пожелания. Тот, кто получил луч, берет солнце и направляет его с соответствующими пожеланиями другому ученику.

– Почувствуйте тепло, которое вы передали друг другу. Прикрепите «лучики» на свою одежду и унесите домой на память об этом уроке.

Самопознание, поурочные планы для 4 класса

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите свой комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь