Урок 10 ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА. «ПОДВИГ ОТРОКА-КИЕВЛЯНИНА И ХИТРОСТЬ ВОЕВОДЫ ПРЕТИЧА»

0
1041
карта мира

Цели: дать представление о древнерусской литературе; познакомить с созданием и основной мыслью повести «Подвиг отрока…»; развивать умение формулировать тему произведения, делать выводы по прочитанному; обучать составлению цитатного плана.

Ход урока

I. Вступительное слово учителя.

В Х веке на Русь приходит новая вера – христианство. (Из предыдущих уроков учащиеся помнят, что до этого времени (988 г. н. э.) существовало язычество.) В связи с этим возникает необходимость в широком насаждении веры, и книги могут помочь в этом.

Прежде всего князь Владимир приглашает в Россию ученых-филологов из Болгарии – братьев Кирилла и Мефодия. Они создают новую азбуку, которая и теперь используется нами и называется «кириллицей». С ее помощью письмо стало проще, доступнее. Старославянская письменность угасает.

С появлением новой, более легкой письменности, растет количество образованных людей.

Так, книга сыграла громадную роль в насаждении, а затем укреплении христианства на Руси. Сначала все книги были переводными, привозили их из Византии, Болгарии. Но уже в XI в. появляются сочинения древнерусских писателей, например, «Слово о Законе и Благодати» Илариона, летописи (жанр, свойственный только Руси), «Повесть временных лет» – XII в., различные «Жития…»

Заканчивается период древнерусской литературы в XVII в.

«Повесть временных лет» – первый памятник литературы, дошедший до наших дней. Что значит «временных»? Минувших, давно прошедших. В это произведение включены легенды, предания. В них нашли отражение такие темы, как национально-патриотическая, борьбы княжеств за объединение и другие.

Повесть «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича», вошедший в «Повесть временных лет», повествует о событиях, произошедших «В лето 6476 г.» (968 г.), о захвате русских земель печенегами.

II. Знакомство со статьей «Из древнерусской литературы» (учебник, с. 45).

III. Работа над вопросами и заданиями учебника, данными после статьи.

IV. Чтение повести учащимися, умеющими хорошо и выразительно читать.

Параллельно с освоением текста ведется словарная работа с выписыванием на доску трудных слов.

V. Беседа по вопросам:

1. Какой подвиг совершил отрок-киевлянин?

2. В чем заключалась хитрость воеводы Претича?

3. Что помогло отроку справиться с заданием воеводы?

4. Какие черты характера вы увидели в отроке? (Смелость, бесстрашие, ум, желание защитить свой город.)

5. Какая тема пронизывает это произведение? (Любовь к Родине – вот основная тема повести. Все герои сплотились, все преследуют одну цель – прогнать врага с родной земли. Не имея возможности победить врага силой, жители применили такое оружие, как хитрость. После чего их действия увенчались успехом.)

VI. Составление цитатного плана.

План (примерный)

1. «Пришли… печенеги на Русскую землю, а Святослав был… в Переяславце…»

2. «…затворилась Ольга в Киеве со внуками…»

3. «Осадили печенеги город…»

4. «Стали тужить люди… искать, кто бы мог перейти на ту сторону…»

5. «Вышел отрок с уздечкой».

6. «Сообщил о беде дружине».

7. «Дружина приблизилась к городу. Печенеги подумали, что пришел сам князь, и побежали от города».

8. Хитрость Претича.

9. «И подали они друг другу руки…» (Претич и печенежский князь.)

10. «…послали киевляне к Святославу…»

11. «Святослав… сел на коня и пришел в Киев с дружиною… прогнал печенегов… и был мир…»

VII. Пересказ повести по плану.

VIII. Наблюдение над языком повествования.

Разбор вопроса 2 (учебник, с. 49).

IX. Работа над репродукцией картины художника А. Иванова «Подвиг молодого киевлянина».

Учащиеся отмечают, что изобразил художник на ближнем и дальнем планах картины; какие чувства отразились на лице юноши; почему он так стремителен; высказывают мнение о картине (нравится или не нравится).

X. Обобщение.

Чтение отрывка из книги «Земля родная» Д. С. Лихачева – «Прошлое должно служить современности!»

Домашнее задание: на усмотрение учителя.