Урок 1 ВВОДНЫЙ

0
634
числа

Урок 1 вводный

Цель: углубить представление учащихся о литературе как искусстве слова, о ее роли в духовной жизни человека.

Ход урока

I. Обмен мнениями о личном читательском опыте.

1. Какие книги, прочитанные летом, заинтересовали вас?

2. Какие из них было трудно читать? Почему?

3. Как знания, умения и навыки, полученные на уроках литературы в предшествующие годы, помогали вам читать и понимать книги?

4. Какие литературоведческие, энциклопедические, лингвистические словари и справочники есть в вашей домашней библиотеке? Какие из них вы порекомендовали бы своим одноклассникам?

II. Чтение вступительной статьи «Слово к девятиклассникам» (с. 3).

Беседа по статье.

– Как вы понимаете выражение «основное базисное образование»?

– Почему именно в программу 9 класса включены, хотя бы в отрывках, наиболее значительные произведения русской литературы?

– Почему освоение данной программы требует от учеников самостоятельности, инициативы и творчества?

– Какого чтения потребуют изучаемые произведения? Готовы ли вы к такому чтению?

III. Обзор курса литературы 9 класса.

Учитель. Основная задача курса литературы 9 класса – познакомить вас с богатством русской литературы, с бесконечным многообразием ее форм. Перелистаем страницы учебника, чтобы познакомиться с составляющими нашего курса.

На доске открывается первая страница перекидного календаря с красочной надписью: «Древнерусская литература» (составляющие курса конспектируются в тетради).

1-й ученик-ассистент (разворачивая «грамотку»).

Не пора ль нам, братия, начать

О походе Игоревом слово,

Чтоб старинной речью рассказать

Про деянья князя удалого?

А воспеть нам, братия, его –

В похвалу трудам его и ранам –

По былинам времени сего,

Не гоняясь мыслью за Бояном.

Учитель. Временем возникновения древнерусской литературы ученые склонны считать конец Х века. И программу 9 класса мы начинаем со знакомства с древнейшим творением, сохранившим и поныне живую прелесть художественности, созданным в конце XII столетия.

Судьба древнерусской поэмы «Слово о полку Игореве» неповторима. Поэма влечет к себе людей с неодолимой силой, как загадочный магнит.

Вникая в это творение, ты узнаешь, что такое доблесть и мужество, отвага и верность… Еще долго после прочтения перед глазами будут стоять миражи отшумевшего, но такого близкого былого. Ты будешь видеть бескрайнюю южную степь, в которой, как цветущие дикие маки, алеют воинские щиты, встают кровавые зори, снуют в небесах синие молнии, ветер раздувает шитые золотом стяги. Ты будешь слышать, как в ночи скрипят повозки, как лают встревоженные лисицы, как не умолкает соловьиное щелканье, как звенят, скрещиваясь, мечи, как раздается конский топ, как звучат похоронные плачи и как гусли рокочут славу воинам, возвратившимся из похода.

«Слово…» – драгоценная жемчужина, добытая из глубин времени, пощаженная веками, таинственный блеск которой обладает волшебным свойством притягивать взоры и сердца. Игореву песнь будут читать и через много лет дети ваших детей, внуки ваших внуков.

Открывается вторая страница «календаря»: «Литература XVIII века. Классицизм. Сентиментализм» (запись в тетради).

2-й ученик-ассистент.

Науки юношей питают,

Отраду старцам подают,

В счастливой жизни украшают,

В несчастной случай берегут;

В домашних трудностях утеха

И в дальних странствах не помеха.

Науки пользуют везде,

Среди народов и в пустыне,

В градском шуму и наедине,

В покое сладки и в труде.

Учитель. Живым примером судьбы талантливых людей в условиях самодержавного произвола стала судьба М. В. Ломоносова – реформатора русского литературного языка и стихосложения, великого ученого, поэта и художника, о котором Пушкин писал: «Соединяя необыкновенную силу воли с необыкновенною силою понятия, Ломоносов обнял все отрасли просвещения. Открыв «истинные источники нашего поэтического языка», Ломоносов указал единственный правильный путь его развития – путь сближения литературного языка с языком народным».

3-й ученик-ассистент.

О вы, которых ожидает

Отечество от недр своих

И видеть таковых желает,

Каких зовет от стран чужих,

О, ваши дни благословенны!

Дерзайте, ныне ободренны,

Раченьем вашим показать,

Что может собственных Платонов

И быстрых разумом Невтонов

Российская земля рождать.

Учитель. Надеюсь, сегодняшние Платоны и Невтоны отличаются от фонвизинского Митрофанушки?

Инсценировка действия IV, явл. VIII «Недоросля».

Учитель. Умер Денис Иванович Фонвизин, и всего через два года родился его преемник в жанре комедии А. С. Грибоедов. Началась непрерывная цепь, начальное звено которой – Державин и Фонвизин, первые гении русской словесности.

Звучит «Вальс» А. С. Грибоедова.

Учитель. Перед нами – «Шедевры русской литературы XIX века».

Открывается новая страница на доске: «Литература XIX века. Романтизм. Реализм» (запись в тетради).

Учитель. А. С. Грибоедов и А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов и Н. В. Гоголь, Ф. И. Тютчев и А. А. Фет, А. Н. Островский и Ф. М. Достоевский, Н. А. Некрасов и Л. Н. Толстой, А. П. Чехов. Какие удивительные встречи и открытия ждут нас!

4-й ученик-ассистент.

Нам не дано предугадать,

Как слово наше отзовется, –

И нам сочувствие дается,

Как нам дается благодать…

Учитель (открывает последнюю страницу – «Литература ХХ века»). ХХ век – век военных и революционных потрясений – вызвал мощное и многогранное отражение жизненных ситуаций в поэзии, прозе, драматургии, публицистике.

«Перекличка» тем и имен.

1-й ассистент. До 1917 г. русская литература была единой. В поэзии этого времени прочное место заняли А. Блок, Н. Гумилев, А. Ахматова, О. Мандельштам, М. Цветаева, Б. Пастернак, С. Есенин, в прозе – И. Бунин, М. Горький, Л. Андреев.

2-й ассистент. После 1917 г. часть писателей эмигрировала из России, и русская литература разделилась на две ветви, развивающиеся параллельно. Среди писателей русского зарубежья – И. Бунин, И. Шмелев, Б. Зайцев, В. Набоков, В. Ходасевич, Г. Адамович и др.

3-й ассистент. В советской литературе 20-х гг. господствовала тема Гражданской войны, с 1930-х началось художественное осмысление свершившихся в стране событий – в произведениях М. Горького, М. Шолохова, Н. Островского, А. Макаренко, А. Твардовского.

4-й ассистент. С 1941 г. всеобъемлющей становится тема Великой Отечественной войны.

5-й ассистент. В литературе 50–70-х гг. происходит переосмысление многих событий войны, отражаются противоречия наступившей мирной жизни.

6-й ассистент. Трагическая судьба узников сталинских лагерей вызвала к жизни книгу А. Солженицына «Архипелаг ГУЛАГ», рассказы В. Шаламова и много других произведений.

IV. Заключительное слово учителя.

Здесь обозначены лишь отдельные вехи большой, трагической, противоречивой истории новейшей русской литературы ХХ века, с которой нам предстоит познакомиться, названы далеко не все имена писателей, сыгравших в этой литературе значительную роль. Реальная картина выглядит гораздо богаче. Об этом вы узнаете позже, а пока желаю вам ни с чем не сравнимого счастья узнавания литературного произведения, когда вы начинаете понимать, какие дали открываются за каждым поворотом сюжета, за любой метафорой, туманным намеком.

Язык искусства – совсем особый язык. Чем проницательнее наш взгляд, тем глубже отрывается художественный космос того или иного произведения. При внимательном чтении мы узнаем об авторе, пожалуй, не меньше, чем о его действующих лицах. Страница за страницей сообщит нам о том, как жил автор, в какой обстановке, что его волновало, как относился он к окружающим людям, что почитал счастьем или горем.

Бывают, конечно, случаи, когда произведение молчит об авторе. Здесь узнавание писателя – это вхождение в его художественный мир, заключенный в произведении. Стремление увидеть лицо, желание разглядеть хотя бы отдаленные очертания Великого Неизвестного – неодолимо. Имени нет, биография забыта – след остался. Глубокий, своеобразный, неповторимый, он пережил не только автора, но и тех, чьи имена и жизнеописания не сгинули во тьме веков.

Домашнее задание: чтение «Слова о полку Игореве»; пересказ статьи «Древнерусская литература», с. 4–6.