Урок 1 Тема: Семицветная страна

0
898

Цели урока:

раскрытие личностного и творческого потенциала третьеклассников;

использование учителем вербальных и невербальных способов общения с целью создания чувства общности и комфортности в ученическом классе;

привитие младшим школьникам навыков индивидуальной, групповой и коллективной деятельности;

ознакомление учащихся с содержанием предмета «Азбука Самопознания»: «Радуга моего мира»;

привитие детям понимания, что «Страна Самопознания» – это радужный и прекрасный мир духовных ценностей, который следует познать, осмыслить, понять и принять.

Методы: беседа, рассказ, объяснение, работа с книгой, игра, практическая работа.

Ресурсы: учебник, тетрадь «Моя помощница», листы бумаги, цветные карандаши, пластилин, газеты, журналы, ножницы, клей, аудиокассета с музыкальным фрагментом.

Ход урока

1. Круг радости

Здравствуйте, мои дорогие ученики! Вот и кончились веселые летние каникулы. Начался новый учебный год, полный тайн и загадок, а также волнений и ожиданий от встречи с еще неизведанным, непознанным миром новых знаний. Теперь вы, дети, третьеклассники. А это значит, что вы повзрослели, стали чуть-чуть старше и намного мудрее. И вновь, как и прежде, вас ждут уроки самопознания – самые необыкновенные, самые интересные и самые добрые.

На уроках «Самопознание» в течение всего учебного года мы будем изучать наш загадочный внутренний мир, открывать в себе все новые качества, новые способности, новые таланты, возможности и достоинства своего собственного «Я».

Я приглашаю вас на традиционный «круг радости». Встанем кругом, дружно, возьмемся за руки. Давайте поздороваемся: пожелаем друг другу крепкого здоровья, больших успехов в учебе, хороших знаний и отметок, надежных и верных друзей. Песня «Здравствуйте!» будет хорошим подарком для каждого из нас.

Здравствуйте, все, кто к нам пришел сегодня.

Здравствуйте, все, кто верит доброте.

Здравствуйте, все, кто, не жалея сил,

Делится счастьем своим.

2. Знакомство с «Азбукой Самопознания»: «Радугой моего мира»

Дети! За лето вы отдохнули, загорели, окрепли. Кроме того, вы узнали много нового, интересного, замечательного. У меня тоже есть новость. Я хочу вам сказать о том, что для вас издан замечательный учебник, который называется «Азбука Самопознания»: «Радуга моего мира». Это лишь одна из многих ступенечек в общем образовательном проекте по нравственно-духовному образованию «Самопознание».

Вместе с учебником вам подарена тетрадь, которая, как и прежде, называется «Моя помощница». Откройте ее первую страничку. Рассмотрите ее. По всей страничке раскинулась разноцветная радуга. Но вы уже знаете, почему радуга стала символом «Страны Самопознания» в третьем классе. Потому что предмет называется красиво – «Азбука Самопознания»: «Радуга моего мира».

А теперь прочитайте Задание 1. На дорожках семицветной радуги напишите самые яркие семь событий, которые вам подарило это лето. Разрисуйте радугу всеми ее цветами. (Дети творят в тетради).

Берегите свою тетрадочку. В ней вы будете записывать свои мысли и мечты, свои открытия. На вас очень надеются лучшие люди нашей страны, потому что, когда вы вырастете, вы будете строить города, учить детей, сочинять музыку, летать в космос, управлять государством. Но чтобы все это воплотилось в жизнь, вы должны стремиться стать лучше и добрее, сильнее и красивее душой и телом. А помогут вам в этом уроки самопознания. А теперь возьмите, пожалуйста, вашу «Азбуку Самопознания». Давайте все вместе рассмотрим её. (Дети с учителем рассматривают книгу).

Вы являетесь первыми читателями учебника «Азбука Самопознания»: «Радуга моего мира». Конечно же, этот учебник будет для вас очень важным и верным другом, ценным и нужным помощником. Миссия учебника очень большая. Она – ваш надежный путеводитель по семицветному миру «Страны Самопознания».

В течение всего учебного года, изучая каждую страничку учебника и творя в тетрадочке «Моя помощница», мы будем вместе, дружно, постепенно и целенаправленно, открывать большой и загадочный мир своего «Я», познавать его красоту, научимся еще больше любить и уважать свой и иной духовный мир, ориентироваться в многообразных формах нравственно-духовного опыта, представленного в культурах народов, проживающих в нашей Республике Казахстан и на планете Земля.

Ребята! Полистайте странички нашей «Азбуки Самопознания». Здесь я вижу одно важное послание – обращение. Как вы думаете, кто нам его послал? (Ответы детей).

Действительно, это обращение «Азбуки Самопознания»: «Радуги моего мира». Давайте вместе прочитаем это обращение. Послушаем голос «Азбуки». (Дети читают обращение «Азбуки». Затем обмениваются впечатлениями).

Здравствуй, мой юный друг!

Сегодня для меня самый счастливый и радостный день. Мне выпала большая честь стать твоим добрым другом и мудрым наставником в путешествии по удивительным и загадочным мирам «Страны Самопознания».

«Страна Самопознания» – необыкновенная, сказочная страна. В этой стране хранятся бесценные сокровища человечества – нравственно-духовные ценности. Благодаря этим ценностям Человек на протяжении нескольких тысячелетий не перестаёт мечтать, дерзать, творить и созидать.

Эти ценности остаются путеводными маяками и сегодня. Они, как бесценные жемчужины, украшают твою жизнь и твой мир, жизнь твоей семьи, жизнь твоих друзей, жизнь твоей Родины, твоей планеты, имя которой Земля.

Конечно же, я не знаю, кто ты – мальчик или девочка, но я знаю точно, что ты – очень хороший Человек, мой дорогой третьеклассник. Я поведу тебя в мир прекрасных ценностей «Семицветной Страны», где ты прикоснешься к своему духовному «Я»; познаешь и воспримешь теплоту родного очага; мир, который царит в тебе самом; истину, которая звенит внутри тебя; здоровье, как бесценный дар; родную землю, её добрый и благостный свет.

Во время этого фантастического путешествия ты встретишься с добрыми и умными произведениями, персонажи которых помогут раскрыть секреты и изюминки духовных ценностей «Азбуки Самопознания»: «Человек», «Любовь», «Дружба», «Правда», «Щедрость», «Трудолюбие», «Терпение», «Настойчивость», «Признательность», «Благодарность», «Семья», «Родина», «Здоровье», « Матушка-Природа», «Знание».

Думай, размышляй, философствуй, твори и дерзай, уверенно продвигаясь вперед по разноцветным тропинкам «Семицветной Страны».

Счастливого тебе пути в «Страну Самопознания»!

С любовью,

твоя «Азбука Самопознания»: «Радуга моего мира».

3. Обратимся к учебнику

В «Азбуке» есть замечательное стихотворение, посвященное «Семицветной стране». Давайте вместе выразительно прочитаем его. Итак.

Ø «Азбука Самопознания» в третьем классе будет рассказывать вам истории, сказки, притчи, стихотворения. Все они несут в себе большой познавательный и оригинальный материал. Вам только следует очень внимательно читать и осмысливать эти произведения для того, чтобы через призму этих текстов понять, осмыслить и разгадать тайну мироздания и тайну человечества.

«Радуга моего мира» будет стремиться научить вас понимать язык человеческих чувств и мир фантазий личности; отличать щедрость от жадности, правду от лжи, трудолюбие от лености; чтить ценности поколений, а также такие бесценные духовные качества личности, как терпение и настойчивость, признательность и благодарность, любовь и заботу; любить Родину, гордиться и дорожить ею.

4. Путешествие по «Стране Самопознания»

Ребята! Давайте запомним, что наш учебник называется интересно и необычно – «Радуга моего мира». (Дети хором проговаривают название).

Вам нравится? А почему? (Ответы детей).

Очень хорошо. Тогда давайте попутешествуем по страницам «Азбуки Самопознания»: «Радуги моего мира», карта которой расположена на первых страничках учебника. Откройте учебник. Посмотрите внимательно страничку (Задание 1). (Дети работают на страничках учебника).

Дети! Какая удивительная и необыкновенная «Азбука Самопознания»: «Радуга моего мира». Правда?! А какие ваши впечатления? (Ответы детей. Их первые комментарии по учебнику).

5. Творим в тетради

На страничках тетради вы сможете поделиться всем тем, что у вас на душе, рассказать о самых сокровенных мечтах и желаниях. Я желаю вам, дети, быть откровенными с вашей «Помощницей». Ведь она по-своему назначению – самая надежная и верная хранительница ваших мыслей и чувств, ваших желаний и интересов.

Обратите внимание, дети, у нашей «Помощницы» также, как и у «Азбуки» есть свой голос. Откройте ее страничку. А теперь вместе прочитаем ее обращение к вам.

Здравствуй, мой юный друг!

Я очень рада вновь встретиться с тобой.

Вижу, что ты подрос, стал ещё умнее, добрее и красивей. Я знаю, что тебя переполняют незабываемые и прекрасные впечатления прошедшего солнечного лета, радостных и увлекательных каникул. И ещё я знаю, что ты очень соскучился по школе и тебе хочется поделиться своими впечатлениями о лете с близкими и друзьями.

Я с удовольствием предоставлю свои странички для твоих воспоминаний о забавных приключениях и добрых поступках летом, секретах и «секретиках» школьной жизни, размышлений о духовных ценностях «Семицветной Страны». Доверившись мне, ты сохранишь свежесть и чистоту своих детских чувств, эмоций и мыслей на многие последующие годы.

А ты знаешь, почему это так нужно и важно?! Я подскажу тебе, а ты меня послушай. Незаметно пройдут школьные годы. Тебе когда-нибудь вдруг очень-очень захочется вернуться в своё солнечное детство, окунуться в мир детских мыслей и чувств. И тогда, обратившись в любую минуту к своей тетрадочке-«помощнице», прочитав свои сокровенные записи, ты сможешь окунуться в тёплый и радужный Мир, имя которого Детство.

Я всегда буду рядом с тобой. Я помогу тебе с удовольствием познавать и открывать себя, свой внутренний духовный мир по имени «Я» и такой необыкновенный и огромный Мир по имени «Жизнь».

С любовью,

твоя тетрадь «Моя помощница».

Запомним, ребята, что наши уроки самопознания в течение целого учебного года будут сопровождать вот эти два верных спутника – учебник «Радуга моего мира» и тетрадочка «Моя помощница».

6. Путешествие по семицветной «Стране Самопознания»

6.1. Игра «Мозговой штурм»

Дети! Давайте все вместе внимательно рассмотрим и изучим семицветную радугу в учебнике. Расскажите, что нарисовано на рисунках? (Ответы детей).

Прочитайте слова, написанные на них. (Дети читают названия основных разделов: «Тепло родного очага», «Мое духовное «Я», «Друзья» и «враги» моего «Я», «Истина, которая звенит внутри», «Мир в тебе – мир во мне», «Здоровье – бесценный дар», «Родная земля – добрый и благостный свет»).

Это – основные маршруты нашего путешествия по «Стране Самопознания». Я уверена, что вы пролистали странички учебника. Но, тем не менее, давайте попробуем предположить, что нас ожидает в этих путешествиях. (Учитель на доске рисует солнышко и на ее лучиках записывает ответы учащихся).

Записи на доске отражают наши ожидания от уроков самопознания. Давайте мы запомним эти мысли. Будем надеяться, что они оправдаются.

6.2. Рассказ учителя о содержании курса «Самопознания» в 3 классе

«Страна Самопознания» – это страна множества интересных открытий, заданий, тем. Так, например, на первых уроках «Самопознание» мы будем говорить о нас с вами, о наших семьях, о наших родных и близких, о тепле родного очага. Мы раскроем тайну наших имен, вспомним основателей нашего рода, нашей семьи, поговорим о нашем родословном древе, о наших родителях, о дедушках и бабушках. И, конечно же, мы поговорим о духовных ценностях поколений.

Затем мы побеседуем с вами о нашем духовном «Я», заглянем в свой внутренний мир, научимся говорить и понимать язык чувств, а также говорить на языке чувств; поделимся своими мечтами и фантазиями; научимся постигать искусство быть хозяином своего «Я».

На уроках «Самопознание» мы будем размышлять об истине, которая звенит внутри. Истина – это знание, это мудрость, это учение. Благодаря истине/знанию мы узнаем, где «живет» мир, поразмышляем над такими качествами человека, как терпение и настойчивость, признательность и благодарность, трудолюбие и леность.

Вы заметили, дети, что «Страна Самопознания» стремится раскрыть нам тайны о том, кто такой «человек» и каким он должен быть. Эта удивительная страна рассказывает нам, что у человека, кроме его физической силы, есть иная, другая сила. Это – духовная сила, внутренняя сила человека. Внутренняя сила человека крепче стали. Благодаря этой силе человек всегда стремится к совершенству, у него появляется больше возможностей стать необычной личностью – творцом гармонии и мира.

Кроме того, «Страна Самопознания» расскажет о главном богатстве человека – его Родине. Она посоветуется с нами о том, как сберечь Матушку-Природу; как услышать, о чем шепчет травинка; понять, что без здоровья души – здоровья тела не получишь. Самое важное, «Азбука Самопознания»: «Радуга моего мира» поведет вас в сказочную «Страну Самопознания» для того, чтобы вы стали Друзьями Добра и Недругами зла.

Все это – бесценный духовный опыт человечества, его знания. Эти знания вы и приобретете на уроках «Самопознание», которые расскажут о мире, в котором мы живем; посоветуют, как нужно жить в мире, какими нужно быть, чтобы тебя любили, чтобы тебе доверяли, хотели с тобой дружить, просили тебя о помощи. Уроки «Самопознание» научат нас познавать мир и использовать свои знания для утверждения на Земле Любви и Добра.

Уроки «Самопознание» – это уроки Любви, Мира, Света, Добра, Справедливости и Милосердия.

7. Творческая работа «Я памятник воздвигну уроку «Самопознание»

Предлагаю вам выполнить одну очень серьезную творческую работу. Она будет называться «Я памятник воздвигну уроку «Самопознание». Я думаю, что вы первые художники, скульпторы, творцы, которые воздадут дань уроку «Самопознание».

Но прежде всего обратимся к учебнику. Рассмотрите картинку под названием «Мой дивный семицветный мир». Полюбуйтесь ею. ( Дети работают по картинке ).

У детского поэта Р.Сефа есть удивительное стихотворение, которое называется «Час рассвета» (Задание 2). Прочитаем его. (Стихотворение читается выразительно).

Ø Дети, обратите внимание на последние строчки стихотворения: «Много на земле людей. Мир велик, запомни это!»

Как вы понимаете эти строки? (Ответы детей).

Молодцы! На страничке «Азбуки» прочитайте, что такое «мир». Рассмотри внимательно иллюстрацию (Задание 3). Ответьте на вопрос «Азбуки». (Ответы детей).

Перед тем, как выполнить творческое задание, давайте поразмышляем над такими вопросами: «Что такое памятник?», «Для чего его строят?», «Какие названия памятников вы знаете?», «Как можно его построить?» (Ответы детей).

Очень хорошо. Мне бы хотелось сказать вам о том, что учащиеся одной из школ республики тоже предложили свои проекты памятника. Они выглядят следующим образом:

1. «Радуга. Под ее аркой, на возвышенности, стоит девочка в школьной форме с протянутыми руками к радуге».

2. «Урок «Самопознание» похож на цветущее поле, где цветы, названия которых я не знаю, но они радуют, восхищают и удивляют. Там растут разноцветные «уроки-цветы» – нежно-голубые, ярко-красные, светло-зеленые и желтые. На лепестках я как будто читаю слова: мир, прилежание, радость, доброта, доблесть, сердечность, храбрость, взлет, любовь, а на стебельках написано: «знание».

3. «Если я когда-нибудь стану композитором, то обещаю, что сочиню о тебе хорошую симфонию и назову ее так – «Хвала уроку «Самопознание»»! А памятник тебе – рояль, по черно-белым клавишам которого бегают мои пальцы».

4. «Я бы воздвиг уроку «Самопознание» самый великолепный памятник из розового мрамора, потому что поклоняюсь его мощи, великодушию, сердцу, полному заботы о детях, его душе, устремленной в их будущее! Поклоняюсь и благодарю его за то, что он помогает мне воспитывать достойных людей нашей Родины! На постаменте золотыми буквами написал бы: Стань Человеком! Памятник я поставил бы перед школой, чтобы каждое утро, проходя мимо, останавливаться и говорить: «Здравствуй, Урок «Самопознание»»!

Я думаю, что эта информация будет для вас полезной. Кроме того, мы еще пока не знаем, какие чудесные творения можем подготовить. У нас все это впереди.

Дети! Каждый по своему выбору может нарисовать, слепить, сделать аппликацию или коллаж на эту необычную тему. Приступайте к выполнению работы.

8. Презентация работ

Работы вывешиваются на доску. Дети по желанию рассказывают о своем проекте.

9. Домашнее задание

Выполните в тетрадочке Задание 2, 3, 4, 5.

10 . Круг «От сердца к сердцу»

Молодцы, ребята! Спасибо вам за ваши авторские и неповторимые творения. Наш первый урок «Самопознание» в третьем классе завершается.

Перед тем, как закончить урок, мне бы хотелось сказать еще об одном очень важном моменте. В «Стране Самопознания» есть еще одно заветное местечко, где говорят только наши сердечки. Хотите узнать?! (Ответы детей).

Сердце я свое открою,

Счастьем поделюсь с тобою.

Все сердечные слова

Говорю я для тебя!

Чтобы попасть в это место нужно встать в круг «От сердца к сердцу».

А как вы думаете, дети, почему все дети и даже взрослые любят собираться в круг? (Ответы детей).

Правильно. У круга нет уголков. И это хорошо. Потому что счастье, радость, любовь, дружба, мир, правда никогда не заблудятся ни в каких уголочках и обязательно придут к каждому, кто ждет их сейчас.

Давайте встанем в кружок. Молодцы! Возьмитесь за руки. Какой замечательный получился круг «От сердца к сердцу». Это очень теплый круг. Вы чувствуете тепло рук ваших друзей? Я тоже чувствую ваше тепло. От ваших теплых рук наш круг стал волшебным и радостным.

А знаете, ребята, наш круг поможет послать Фее Любви и Добра нашу дружбу и тепло. Поднесите свою ручку к губам и скажите «Спасибо», чтобы оно село на вашу ладошку. А теперь подуйте на свои ладошки.

Ребята! Ваши слова «Спасибо» полетели к сердцу Феи Любви и Добра. (Звучит нежная музыка).

Молодцы! Мы сейчас наполнили наш мир добротой и нежностью, наполним этим волшебным словом «Спасибо».

Ребята, я что-то слышу! (Учитель делает вид, что прислушивается). Птички что-то поют. (Звучит мелодия к песне «Спасибо за сегодня»).

Я узнала эту песенку! Это Фея Любви и Добра прислала нам свою любимую песенку, которая называется «Спасибо». Послушайте ее. (Учитель напевает):

Спасибо за сегодня,

Спасибо за сегодня,

Спасибо за сегодня,

Спасибо за сейчас!

Спасибо, спасибо, спасибо за сегодня,

Спасибо, спасибо, спасибо за сейчас.

Давайте запомним эту удивительную песенку и споем все вместе. (Дети поют в кругу).

Самопознание, поурочные планы для 3 класса

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите свой комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь