Урок 1. Страны Европы. Состав, природные ресурсы и население региона

0
935
информатика

ЦЕЛИ:

А) изучить состав, географическое положение, природно-ресурсный потенциал, особенности географии населения Европы на основе работы с различными источниками знаний, начав подготовку к уроку-диалогу;

Б) сделать вывод о влиянии данных факторов на развитие хозяйства.

Оборудование: политическая карта З. Европы, электронный учебник для 10 класса № 1 и № 2, карты, атласы, мультимедийный проектор, компьютер.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ:

1. Используя карты атласа и учебник, выделите государства: (использовать карту электронного учебника.)

а) субрегионов – Северной, Западной (Средней), Южной и Восточной Европы

Северная Европа

Средняя Европа

Южная Европа

Восточная Европа

Б) с самой значительной территорией;

В) с самой маленькой территорией

Г) с самым многочисленным населением;

Д) с различными формами государственного устройства и строя.

Республика

Конституционная монархия

Абсолютная монархия

Опираясь на знания по курсам истории, объясните, почему ни в одной части света не сохранилось так много монархий.

2. Дайте сравнительную характеристику ЭГП 2 стран, используя план:

а) положение по отношению к соседним странам;

б) положение по отношению к главным сухопутным и морским транспортным путям;

в) положение по отношению к главным топливно-сырьевым базам, промышленным и сельскохозяйственным районам;

г) положение по отношению к главным районам сбыта продукции;

д) изменение ЭГП во времени;

е) общий вывод о влиянии ЭГП на развитие и размещение хозяйства страны.

Определите черты сходства и различия.

3. Проведите классификацию крупнейших городов региона по их ЭГП.

На морских побережьях:

– В устьях рек;

– В местах добычи полезных ископаемых.

Вдали от морей.

4. Определите, какие страны наиболее богаты:

а) каменным углем,

б) бурым углем,

в) нефтью и природным газом,

г) рудами цветных металлов.

Каких видов минеральных ресурсов не достает большинству из них?

Выделите отрасли промышленности, для которых имеются благоприятные предпосылки.

5. В период НТР европейский уголь уступил позиции американскому и австралийскому Чем вы можете объяснить этот факт?

В странах Европы мировое значение приобрели рекреационные ресурсы.

Выделите:

а) наиболее известные районы с природно-климатическими ресурсами (приморские, приозерные, горные, бальнеологические),

б) историко-культурные объекты (города – музеи);

в) страны, занявшие первые мести по развитию рекреационного хозяйства в Европе; дайте характеристику Европе как главного региона иммиграции населения Выделите страны с массовой иммиграцией и эмиграцией населения. Результаты вынесите в таблицу:

Страны с массовой иммиграцией

Страны с массовой эмиграцией

6. (Устно). На территории Европы проживает более 500 млн. человек. (Сравните с численностью США). Приведите доказательства неблагополучной демографической ситуации в отдельных странах Европы. (Письменно). Выделите государства с нулевым и отрицательным естественным приростом.

7. Назовите крупные агломерации и два «мегалополиса» Европы.

8. Сравните страны по числу больших городов. Составьте в тетради таблицу: «Города – миллионеры Европы»:

Северная Европа

Западная Европа

Южная Европа

Восточная Европа

9. Запишите и запомните типы европейских городов:

– древнегреческие города: расширение «вширь» и «вглубь» до нашей эры (Греция),

– города Римской империи: функциональные города на рубеже прошлой и нынешней эры (современные Италия, Франция, Лондон и другие), европейские города Средних веков (торгово-ремесленные города Италии, Германии), города Эпохи Возрождения – архитектурные центры (Италия, Нидерланды, Испания),

– города промышленного переворота (Германия, Англия, Франция),современные города – «новые города» или «города-спальни», не имеющие экономических функций, возникающие в окрестности крупных городов.

10. Сделайте вывод о влиянии данных факторов на развитие хозяйства региона.