ЦЕЛИ:
А) изучить состав, географическое положение, природно-ресурсный потенциал, особенности географии населения Европы на основе работы с различными источниками знаний, начав подготовку к уроку-диалогу;
Б) сделать вывод о влиянии данных факторов на развитие хозяйства.
Оборудование: политическая карта З. Европы, электронный учебник для 10 класса № 1 и № 2, карты, атласы, мультимедийный проектор, компьютер.
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ:
1. Используя карты атласа и учебник, выделите государства: (использовать карту электронного учебника.)
а) субрегионов – Северной, Западной (Средней), Южной и Восточной Европы
Северная Европа |
Средняя Европа |
Южная Европа |
Восточная Европа |
|
|
|
|
Б) с самой значительной территорией;
В) с самой маленькой территорией
Г) с самым многочисленным населением;
Д) с различными формами государственного устройства и строя.
Республика |
Конституционная монархия |
Абсолютная монархия |
|
|
|
Опираясь на знания по курсам истории, объясните, почему ни в одной части света не сохранилось так много монархий.
2. Дайте сравнительную характеристику ЭГП 2 стран, используя план:
а) положение по отношению к соседним странам;
б) положение по отношению к главным сухопутным и морским транспортным путям;
в) положение по отношению к главным топливно-сырьевым базам, промышленным и сельскохозяйственным районам;
г) положение по отношению к главным районам сбыта продукции;
д) изменение ЭГП во времени;
е) общий вывод о влиянии ЭГП на развитие и размещение хозяйства страны.
Определите черты сходства и различия.
3. Проведите классификацию крупнейших городов региона по их ЭГП.
На морских побережьях:
– В устьях рек;
– В местах добычи полезных ископаемых.
Вдали от морей.
4. Определите, какие страны наиболее богаты:
а) каменным углем,
б) бурым углем,
в) нефтью и природным газом,
г) рудами цветных металлов.
Каких видов минеральных ресурсов не достает большинству из них?
Выделите отрасли промышленности, для которых имеются благоприятные предпосылки.
5. В период НТР европейский уголь уступил позиции американскому и австралийскому Чем вы можете объяснить этот факт?
В странах Европы мировое значение приобрели рекреационные ресурсы.
Выделите:
а) наиболее известные районы с природно-климатическими ресурсами (приморские, приозерные, горные, бальнеологические),
б) историко-культурные объекты (города – музеи);
в) страны, занявшие первые мести по развитию рекреационного хозяйства в Европе; дайте характеристику Европе как главного региона иммиграции населения Выделите страны с массовой иммиграцией и эмиграцией населения. Результаты вынесите в таблицу:
Страны с массовой иммиграцией |
Страны с массовой эмиграцией |
|
|
|
|
6. (Устно). На территории Европы проживает более 500 млн. человек. (Сравните с численностью США). Приведите доказательства неблагополучной демографической ситуации в отдельных странах Европы. (Письменно). Выделите государства с нулевым и отрицательным естественным приростом.
7. Назовите крупные агломерации и два «мегалополиса» Европы.
8. Сравните страны по числу больших городов. Составьте в тетради таблицу: «Города – миллионеры Европы»:
Северная Европа |
Западная Европа |
Южная Европа |
Восточная Европа |
|
|
|
|
9. Запишите и запомните типы европейских городов:
– древнегреческие города: расширение «вширь» и «вглубь» до нашей эры (Греция),
– города Римской империи: функциональные города на рубеже прошлой и нынешней эры (современные Италия, Франция, Лондон и другие), европейские города Средних веков (торгово-ремесленные города Италии, Германии), города Эпохи Возрождения – архитектурные центры (Италия, Нидерланды, Испания),
– города промышленного переворота (Германия, Англия, Франция),современные города – «новые города» или «города-спальни», не имеющие экономических функций, возникающие в окрестности крупных городов.
10. Сделайте вывод о влиянии данных факторов на развитие хозяйства региона.