Урок 4. Страны Западной Европы

0
413

ЦЕЛИ:

А) выявить сильные и слабые стороны Западной Европы на современном этапе,

Б) определить хозяйственный облик стран данного региона.

Оборудование: политическая карта З. Европы, электронный учебник для 10 класса № 1 и № 2, карты, атласы, мультимедийный проектор, компьютер.

Ход урока

1. Мотивационно – целевой блок.

1) О какими товарами потребления из стран Западной Европы вы знакомы в большей степени?

2) Какие из них не требуют рекламы? Почему?

3) Насколько они качественнее отечественных товаров?

2. Процессуально – содержательный блок.

Западная Европа – колыбель промышленной революции, родина городских агломераций и интеграционных процессов; центр мирового развития и двух мировых войн – является одним из лидеров экономической мощи в современном мире.

Какие факторы способствовали процветанию и быстрому подъему экономики после военных действий?

А). Оценка ЭГП.

Как менялось географическое положение Западной Европы впоследствии Великих географических открытий; до и после мировых войн; на современном этапе?

В какие исторические эпохи ЭГП Западной Европы было самым благоприятным? Обоснуйте свою точку зрения.

Изменение ЭГП во времени:

1) улучшение в эпоху Великих географических открытий;

2) морское окружение;

3) узловое положение;

4) соседское положение,

5) военно-стратегическое положение;

6) транспортное и транзитное положение,

7) Западная Европа – единое интеграционное пространство.

Б). Оценка природной и минерально-сырьевой базы (по электронному учебнику 10 класса).

– На конкретных примерах докажите, что страны Западной Европы обладают разнообразными природными условиями и испытывают дефицит в минеральных ресурсах.

В). Оценка демографической ситуации.

В странах Западной Европы проживает свыше 400 млн. человек и значительная часть населения проживает в городах. Несмотря на то, что Европа является родиной агломераций, здесь нет мегалополисов, как в США или Японии. Также в этом регионе отмечается снижение естественного прироста и старение отдельных наций.

Можете ли вы объяснить сложившуюся ситуацию?

Представители каких народов проживают в странах Западной Европы?

Перечислите главные особенности населения в данном регионе?

1) Большая часть населения принадлежит индоевропейской семье,

2) наиболее урбанизированный район мира (Бельгия, Германия, Нидерланды – более 80% городского населения),

3) крупнейшие агломерации: Лондонская, Парижская, Рейнско-Рурская и Голландская,

4) нарушение половозрастной структуры.

Г). Характеристика экономики региона.

Почему, имея слабую минерально-сырьевую базу, Западная Европа сохраняет лидерство в мировом сообществе?

Какие отрасли определяют хозяйственный облик стран региона? (Отметить на контурной карте)

1) энергетика (Франция – АЭС, Исландия – ГеоЭС, Север и Юг – ГЭС),

2) черная металлургия (выплавка стали: Франция, Италия, ФРГ),

3) автомобилестроение (ФРГ, Франция, Италия, Великобритания, Швеция),

4) самолетостроение (Франция),

5) химическая промышленность (ФРГ – красители и пластмассы, Франция – синтетический каучук, Белья – удобрения, Швейцария – фармацевтика, Швеция и Норвегия – лесохимия).

Главные особенности развитии промышленности:

А) поздняя переориентация на наукоемкие отрасли,

Б) преобладание в выпуске массовой продукции среднего производства,

В) большой объем промышленного производства (по сравнению с США),

Г) узкая специализация и высокая экспортность продукции,

Д) ведущая отрасль – машиностроение.

Сельское хозяйство:

1) производство пшеницы (Франция, ФРГ, Великобритания, Дания),

2) сахарная свекла (Франция, ФРГ, Италия),

3) виноград (Италия – 1 место в мире),

4) цветы (Нидерланды).

Транспорт:

Чем объяснить наличие в Восточной Европе Роттердамского феномена – крупнейшего порта мира?

Как вы считаете, не ослабло ли значение морского транспорта в странах Восточной Европы в наши дни?

Какие виды транспорта развиваются здесь более динамично?

Д). Внутрирегиональные различия.

Какие страны в разные исторические эпохи захватывали лидерство в Восточной Европе? Подтвердите свой ответ конкретными примерами.

Изменится ли в ближайшие годы лидерство ФРГ в данном регионе?

Почему вы так считаете?

3. Результативный блок.

По каким показателям страны Западной Европы опережают США и Японию?

Какова роль Лондона и Цюриха в развитии финансовых отношений на региональном и международном уровне?

Что вам известно о научной и культурной жизни стран Западной Европы?

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:

подготовка к конференции (урок 5).

Подготовить сообщения из Интернета о странах В. Европы.

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите свой комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь