Учебно-воспитательные цели:
1. Сформировать знание о географическом положении и оценить природно-ресурсный потенциал Зарубежной Европы.
2. Отработать навыки анализа карт.
Оборудование: настенная карта З. Европы, атлас.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Изучение нового материала.
1. Малая величина территории региона:
• Территория Зарубежной Европы занимает около 5,4 млн. км2 с населением – 500 млн. человек. Здесь расположены около 40 суверенных государств (включая микрогосударства).
• Территория Зарубежной Европы простирается: с севера на юг (от о. Шпицберген до о. Крит) на 5 тыс. км; с запада на восток – более чем 3 тыс. км.
• Самая «длинная» страна региона – Норвегия, которая протягивается с севера на юг на 1750 км; протяженность Франции и Великобритании – около 1000 км; протяженность ФРГ – 850 км; протяженность Венгрии и Болгарии – 500 км; протяженность Бельгии – 230 км.
2. Восточная Европа.
Проблемный вопрос: Какой смысл вкладывается в понятие «Восточная Европа»?
1) Так, для одних Польша – восточноевропейская страна и Северный Буг – восточная граница Европы. Это соответствует понятию «Европа» с точки зрения Запада, – утверждает известный немецкий политолог Э. Ян (1990 г.).
2) Другим же, напротив, Польша представляется среднеевропейской страной, так что для них Восточная Европа начинается по другую сторону Северного Буга. В таком случае можно говорить об историческом понимании Европы как следствии включения России в это понятие.
3) Третье представление о Восточной Европе (как о «социалистическом ареале») относилось до недавнего времени к пространству от Эльбы до Урала (однако без Греции и Турции).
4) Четвертый подход отделяет славянскую Восточную от романо-германской Западной Европы.
Зыбкость понятию «Восточная Европа» придают и другие обстоятельства:
1) Так, Прага, Будапешт и Белград относятся к Восточной Европе, в то время как восточнее их находится Стамбул, Никосия и Афины, относящиеся к Западной Европе.
2) Удивляет мягкость, с которой обширная территория бывшего ГДР была изъята из восточноевропейского региона и включена в состав западноевропейского.
3) А Эстония, Латвия и Литва, напротив, стали вдруг частью Восточной Европы.
Новые вопросы возникают в связи с распадом СССР и появлением таких суверенных государств, как Украина, Белоруссия, Молдова. В отличие от стран Балтии, автоматически отнесенных к Восточной Европе. И уж совсем курьезная ситуация сложилась с полуанклавной Калининградской областью, геоисторически обладающей западно-европейским корнями, объективно расположенной в географических пределах восточно-европейского региона, но реально являющейся сегодня составной частью российского православного социума. А к какой же Европе относится Русская равнина, коль скоро Восточная Европа ограничивается государствами, принадлежащими в прошлом к социалистическому лагерю? Вопросов больше, чем ответов.
3. Средняя Европа. (Общая характеристика.)
• Представления о Средней Европе начали создаваться в бисмарской Германии после того, как в 1871 г. «кровью и железом» ею были объединены в единый рейх северные части некогда могущественной священной Римской империи. Появились реальные возможности для сближения Германии с другой германской империей – Австро-Венгрией – и устранения антагонизма между политическим протестантством и католицизмом. Обе империи – Гогенцоллернов и Габсбургов – традиционно обособлялись какой Западной, так и Восточной Европы, поэтому развившееся в «оконномобществе» разделенных государств понятие «Средняя Европа» (Мittel-еигора) было «обречено» на популярность.
Разрушению германских мечтаний о сильной Средней Европе способствовали как версальское мирное урегулирование, так и сокрушительное поражение гитлеровского рейха во второй мировой войне. Что же касается среднеевропейского регионализма без Германии, то общие интересы небольших государств перед лицом великих соседей – Германии и СССР – оказались слабее, чем национальные противоречия между самими народами этих стран.
4. Восточная Европа как маргинальное пространство.
• Разделение Европы в 1945 г. между англосаксонскими державами и СССР привело к формированию восточноевропейского региона с четкими границами. Однако сам термин «Восточная Европа» используется почти исключительно на Западе, что было связано с евразийским характером СССР и глобальными претензиями мировой системы социализма.
Необходимость идентификации новой социально-системной общности привело к тому, что новое понимание Восточной Европы почти на полвека вытеснило все прежние понятия: Восточная Европа, Восточно-Центральная Европа, Юго-Восточная Европа, Промежуточная Европа, Средняя Европа, Центральная Европа.
Долгое время Восточная Европа рассматривалась под углом зрения противостояния Восток – Запад, как буферное и маргинальное пространство. Конфликт Восток — Запад носил многоаспектный характер (гегемониальное, военно-блоковое, системно-политическое и общественно-политическое противостояние). Исходя из противоборства военных союзов НАТО и Организации Варшавского Договора, Восточная Европа до недавнего времени подразумевала семь государств, а если рассматривать прошлый конфликт Восток – Запад как гегемониальное соперничество США и СССР, то Восточная Европа включала лишь 6 (с точки зрения блоковой политики) или 8 (с точки зрения системно-политического противостояния) государств между Эльбой и Северным Бугом.
5. Страны-малютки.
• Особую группу на политической карте региона образуют страны-малютки или микрогосударства;
княжество Андорра – площадь территории (3) = 467 км2;
княжество Лихтенштейн – S = 160 км;
республика Сан-Марино – S = 61 км2;
княжество Монако – S = 1,9 км2;
город-государство Ватикан – занимает западную часть г. Рима – S = 0,44 км2.
• ЭГП стран Зарубежной Европы определяется двумя главными чертами:
1) соседским положением: малой «глубиной» территорий стран Зарубежной Европы. В Чехии нет населенного пункта, который был бы удален от государственной границы более чем на 105 км, в Болгарии – на 120 км Румынии – на 170 км, Польше – 230 км;
2) приморским положением – большинство стран расположены вблизи от самых оживленных морских путей. В западной части региона нет места, удаленного от моря более чем на 480 км, в восточной — на 600 км.
III. Практическая работа с картами атласа:
1. Дайте характеристику ЭГП одной из стран Зарубежной Европы (по выбору).
План характеристики ЭГП страны
1) Положение по отношению к соседним странам.
2) Положение по отношению к главным сухопутным и морских транспортным путям.
3) Положение по отношению к главным топливно-сырьевым базам.
4) Положение по отношению к главным районам сбыта продукции.
5) Изменение ЭГП во времени.
6) Общий вывод о влиянии ЭГП на развитие и размещение хозяйства страны.
2. Проведите классификацию городов региона по их ЭГП. Определить города, расположенные таким образом (см. табл.):
На морских побережьях |
В устьях рек |
Вдали от морей, но на сухопутных реках |
В местах добычи полезных ископаемых |
Вдали от морей |
|
|
|
|
|
IV. Сообщения учащихся об исторических и природных предпосылках развития экономики Европы.
Зарубежная Европа – один из очагов мировой цивилизации, родина Великих географических открытий, промышленных переворотов, городских агломераций, международной экономической интеграции. И хоть эпоха «Европоцентризма» ушла в прошлое, этот регион и в наши дни занимает очень важное место в мировой политике и экономике.
V. Работа с текстом учебника (с. 162).
Задание: расскажите об изменении политической карты региона на протяжении XX в.
• Политической консолидации региона способствует деятельность ОБСЕ, в состав которой входят 53 страны (включая США, Канаду, страны СНГ). А также все большую роль играет Совет Европы и блок НАТО.
Практическая работа:
1) С помощью «визитной карточки» стран Зарубежной Европы на форзаце учебника конкретизируйте характеристику их государственного строя.
Республика |
Конституционная монархия |
Абсолютная монархия |
|
|
|
|
|
|
2) Опираясь на знания по курсам истории, объясните, почему ни в одной другой части мира не сохранилось столько конституционных монархий, сколько в Зарубежной Европе.
3) Нанесите республики и монархии на контурную карту.
VI. Работа с картами атласа.
• Природные предпосылки для промышленности сложились под большим влиянием размещения полезных ископаемых.
В северной части (платформенной) – рудные полезные ископаемые, связанные с Балтийским щитом и зоной складчатости; топливные – «привязаны» к осадочному чехлу платформы; в южной части (складчатой) – рудные месторождения.
VII. Закрепление материала.
Практическая работа:
1) Пользуясь картой полезных ископаемых Зарубежной Европы в атласе, выполнить задание 3, с. 193;
2) Определите, какие страны наиболее богаты (учебник, с. 162):
– каменным углем;
– бурым углем;
– нефтью и промышленным газом;
– рудами цветных металлов.
3) Ответьте на вопросы:
Выделите отрасли промышленности, для которых имеются благоприятные предпосылки.
Почему европейские страны все больше используют импортное сырье?
Какие проблемы возникают в европейских странах в связи с интенсивным использованием природно-ресурсного потенциала?
4) Дайте характеристику агроклиматическим ресурсам Зарубежной Европы. (Использовать: учебник, с. 163, [4], с. 189.)
• Наибольшими природными предпосылками для ведения лесного хозяйства обладают Швеция и Финляндия.
В странах Зарубежной Европы мировое значение приобрели рекреационные ресурсы. (Работа с атласом и использование дополнительной литературы.)
Выделите:
– районы с благоприятными природно-климатическими ресурсами (приморские, приозерные, горные, бальнеологические);
– историко-культурные объекты (города-музеи);
– страны, занявшие первые места по развитию рекреационного хозяйства в Европе.
VIII. Задание на дом: с. 162-163.