Цель: Развитие образных представлений и осознание изобразительно-выразительных возможностей таких графических средств, как точка, линия, штрих.
Тип: Комплексный, развивающий графические навыки.
Вид: Репродуктивная, поисковая и творческая деятельность.
Задачи:
Раскрыть особенности графических средств в образной поэтической форме.
Учить детей перевоплощаться, проигрывать различные роли и характеры перед другими детьми.
Учить детей с помощью различных графических средств изображать окружающий мир.
Зрительный ряд: на доске вывешиваются графические изображения тех объектов, о которых говорится в стихотворении, изображения животных, птиц.
Материалы и инструменты: 2 листа бумаги формата А4, цветные фломастеры.
Ход занятия
I. Организация класса. Активизирую внимание детей. Настраиваю на урок.
II. Сообщение темы урока.
Начинаю урок с чтения стихотворения Ю.Филиппова “Три приятеля больших – точка, линия и штрих”:
Дорогие мои дети,
Много есть чудес на свете.
Смело их рисуют люди:
Это яблоко на блюде,
Дом, забор, собака, миска,
Вертолет, корабль и киска,
Сковородка, стол, вагон,
Дерево, магнитофон.
Только кто же их создал,
а точней нарисовал?
Три приятеля больших –
Точка, линия и штрих!
Штрих – от линии кусочек,
Точка – маленький кружочек,
Ну, а линия большая,
И прямая, и кривая,
Может в шарик превращаться
И в зигзаги изгибаться,
Может сеточки плести,
Ведь она всегда в пути
По секрету всему свету
Я хочу совет вам дать.
Подружиться с ними можно
Научившись рисовать!
Точкой, линией, штрихом
Можно буквы написать
И зверей изображать –
Что хотите рисовать.
Только помните, друзья,
Рисовать старательно –
Это обязательно!
Вот!!!
Обращаю внимание детей на изображения на доске, спрашиваю, видят ли они на этих изображениях точки, штрихи, разные линии и прошу желающих выйти к доске и показать.
III. Изучение нового материала.
А теперь давайте подробнее поговорим о линиях. Линии бывают очень разные:
Спокойная линия (замедляю голос). Спокойная-преспокойная линия. Она медленно тащится по листу бумаги, еле-еле слышно. Настройтесь сейчас и подберите подходящий цвет к спокойной линии. Рука сама нарисует эту линию на вашем листе. А кто, ребята, хочет изобразить эту линию пластикой движения? Выходите по очереди к доске! Кто не успеет показать эту линию, обязательно покажете другую, ведь разных линий много. Вы можете изображать линии и на своем месте. (Такие предложения делаю после каждого вида линий).
Радостная, веселая линия (уже бодрым голосом). А теперь линия радостная, веселая. Как ее нарисовать? Как заставить двигаться руку, чтобы она нарисовала веселую линию? Это настроение вам очень поможет выразить цвет.
Хитрая линия. Следующая линия – хитрая. Давайте представим хитрую линию: как она будет выглядеть на бумаге, какой цвет надо к ней подобрать. Цвет хитрости найти очень сложно, особенно когда негде подсмотреть и некому подсказать.
Зубастая линия. А сейчас мы подошли к самой любимой детьми линии – зубастой.
Волнистая линия. Дети быстро рисуют волнистую линию.
Больная линия. Очень важно почувствовать эту линию, она двигается с большим трудом, еле дышит.
Прыгучая линия. И, наконец, чтобы не заканчивать на грустном, попробуем изобразить прыгучую линию.
IV. Практическая работа.
Ну вот, ребята, со сколькими видами разных линий мы познакомились. А теперь представьте, что вы пошли на прогулку по лесу. Как много там интересного! Красивая природа, много разных животных, птиц. Представьте, что вы идете с пригорка на пригорок. Какой линией лучше изобразить лесную тропинку? Каждый пригорок лучше заполнить разными линиями и разным цветом. Так рисунок будет не скучным. Кроны деревьев тоже заполняем разными линиями, а вот стволы лучше заполнить штрихами и точками. При изображении животных и птиц используем все изученные графические средства: линии, точки, штрихи. Вспомните, в каком лесу вы были, что там видели и приступайте к выполнению работы. Для изображения леса возьмите второй лист бумаги (чистый).
Рефлексия. Итог урока.
В конце урока устраивается выставка работ и их обсуждение.