У р о к 3. КОРОЛЕВСТВО ФРАНКОВ

0
666
география

Цель: дать представление о формировании, функциях и
распаде раннефеодального государства.

♦ Основные понятия и термины: династия, корона,
король, королевский двор, ополчение, граф, сборник законов,
штраф, земледельцы, феодалы, император, империя.


Оборудование: карта «Образование империи Карла Великого»;

атлас истории Средних веков, карта № 2
«Франкское государство в V – начале IX вв.»

Ход урока

I. Проверка домашнего задания.

Повторение темы прошлого урока очень важно для понимания
дальнейшего процесса феодализма.

Проверку знаний рекомендуется провести в виде фронтальной
беседы по вопросам:

=> Назовите основные занятия германцев в IV-V вв.

=> Почему родовая община сменилась соседской?

=3- Как у германцев появилось неравенство и в чем оно про-
являлось?

=> Когда и как началось Великое переселение народов?
=> Покажите на карте территории, где расселились и образо-
вали свои государства германцы в V-VI вв.
Рекомендуется проверить знание понятий.

П. Изучение нового материала.

ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ НОВОГО МАТЕРИАЛА

Франки завоевывают Галлию.

Рост земельных владений знати.

Образование государства франков.

Формирование королевской власти.

5. Взаимоотношения христианской церкви и королевской
власти.

1. Франки завоевывают Галлию.

В самом начале объяснения учитель обязательно должен отметить
следующее: на примере одного из германских народов – франков – мы
рассмотрим, как возникло, функционировало и распалось раннефеодаль-
ное, в данном случае Франкское, государство. Опираясь на материал
учебника и карты «Образование империи Карла Великого» и «Франкское
государство в V – начале IX вв.», учитель начинает рассказ.

Вниз по течению Рейна шли германские племена франков.
В конце V века среди франкских вождей выдвигается некий Хло-
двиг из рода Меровея. Следовательно, всех его потомков называли


Меровингами. Франки стремились завоевать Галлию, так как их
привлекали ее плодородные равнины.
[Т] Работа с картой.

В атласе на карте № 2 «Франкское государство в V – начале
IX вв.» учащиеся находят территорию первоначальных владений
франков и их владения к концу правления Хлодвига.

– Франки в 486 году в упорном бою у города Суассона раз-
громили войска римлян и подчинили себе Северную Галлию.

– Франки отвоевали у вестготов юг страны.

– Франки покорили другие германские племена к востоку от
Рейна.

Учитель подводит учащихся к выводу: в результате за-
воевания Галлии сложилась первоначальная территория Франкско-
го королевства.

2. Рост земельных владений знати.

После завоеваний и переселений неравенство у германцев
усилилось. Следовательно, на завоеванных территориях франки не
отменили рабство. Галло-римская знать сохранила часть своих вла-
дений и признала власть Хлодвига. Многие из них перешли на
службу к Хлодвигу и сумели сохранить свои земли, своих рабов и
колонов.

Франки, в свою очередь, столкнулись в Галлии с частной
собственностью на землю, с правом собственника распоряжаться
имуществом по своему усмотрению.

Хлодвиг захватил очень большие территории, на которых
проживало 6-8 миллионов человек.

Хлодвиг присвоил себе земли, которые раньше были собст-
венностью римского императора. Впоследствии из этих владений
потомки Хлодвига щедро жаловали земли с рабами и колонами
своим дружинникам в награду за службу. К концу VI века знатные
франки становятся крупными землевладельцами.

Сто тысяч франков расселились небольшими деревнями, рас-
чистили и распахали пустынные земли.

Объяснение учитель завершает выводом: к концу VI
века из франкской знати и верхушки галло-римского населения на-
чинает формироваться класс крупных землевладельцев, то есть
единый правящий класс.

3. Образование государства франков.

Объяснение вопроса о возникновении государства у франков начи-
нается с беседы по вопросам:


=> Почему в древности возникали государства?

=> Вспомните главные задачи этих государств.

Около 500 года возникло государство франков. С помощью
государства знатные франки управляли завоеванной страной, дер-
жали в подчинении рабов, колонов, рядовых свободных франков,
покоренное галло-римское население.

Старые органы племенного управления не могли справиться
с новыми задачами, так как народное собрание как орган племен-
ного управления начинает отмирать. Оно уже и не могло собирать-
ся после расселения франков по всей завоеванной Галлии. Знатные
франки теперь должны были создать органы принуждения, кото-
рые обеспечивали бы охрану порядка, деятельность суда и сбор
налогов.

4. Формирование королевской власти.

Выяснив причины возникновения государства у франков, учитель
подходит к изучению перемен в жизни франков.

[Г] Работа с документом (учебник, с. 20) «Франкский
историк VI в. о случае с драгоценной чашей».

В данном документе отражены изменения в характере власти
военного вождя.

Учитель ставит вопросы:

=> Какой старинный обычай нарушил Хлодвиг, потребовав
себе чашу?

=> Почему дружина поддержала Хлодвига?

=> Что объясняет и доказывает случай с драгоценной чашей?

Учитель подводит учащихся к выводу: власть военного
вождя переходит в королевскую власть. Случай с драгоценной ча-
шей показывает, что Хлодвиг, пользуясь поддержкой дружины, мог
без суда убить своего подданного – рядового воина.

[Т]Работа с учебником.

Учащиеся знакомятся с текстом учебника (§ 2; п. 2).

Учитель ставит вопрос:

=> Какие черты характера Хлодвига обнаружились в его дей-
ствиях?

Учитель выясняет этот вопрос вместе с учащимися: во
время завоевания Галлии проявилась смелость и решительность
Хлодвига, а в эпизоде с чашей и расправе с соперниками-
родственниками – его злопамятность, коварство, жестокость, ли-
цемерие, лживость.


Учитель характеризует отличие государственного управ-
ления в начале VI века от племенного управления.

Власть короля Власть племенного вождя


основана на авторитете;

выборная;

3) распространяется на жите-
лей одного племени.

основана на принуждении;

наследственная;

3) распространяется на жите-
лей всей страны.

Сопротивление приказам короля каралось штрафами и телесными наказаниями; действия против короля считались изменой и
карались смертью.

Работа с учебником.

Учащимся предлагается ответить на вопрос: «В чем со-
стояла главная задача государства?».

Далее учащиеся знакомятся со статьями из сборника франкских законов «Салическая Правда» (учебник, § 2), рассматривают
иллюстрацию – страницу из этого сборника (рукопись на латинском языке) (с. 20). Учитель привлекает учащихся к чтению статей
из сборника франкских законов.

Учащиеся выясняют, что законы защищали повышенным
штрафом жизнь и собственность знатных франков и тех римских
землевладельцев, которые были приближены к королю. Это означало одно: люди не были равны перед законом. Введение писаных
законов способствовало укреплению единого порядка на территории всей Галлии.

5. Взаимоотношения христианской церкви и королевской власти.


Вопрос о союзе королевской власти с церковью рекомендуется
изучать с опорой на знания учащихся из курса истории древнего мира о
возникновении христианства.

Хлодвиг и франкская власть склонялись к принятию христианства, ведь население Галлии, которое они покорили, было христианским. Следовательно, король и его дружина приняли христианство, а за ними – все франки.

Последствия этого факта:

введена латинская письменность;

церковь открывала школы, строила храмы;

Хлодвиг покровительствовал христианской церкви, христианская церковь укрепляла власть Хлодвига;

епископы становились советниками короля и помогали ему
составлять королевские указы.

III. Закрепление изученного материала.

Итогом урока может стать следующая схема (схема № 3).
Схему рекомендуется составить совместно с учащимися: учитель записывает на доске, учащиеся – в тетрадях.

Схема № 3

Образование государства у франков

Франки во главе с Хлодвигом

Завоевание Галлии

Возникновение франкской знати

Сохранение римлянами своих владений с рабами и колонами


Домашнее задание: § 2, п. 1-4; работа с контурной картой № 1,
ответы на вопросы к § 1, 2, с. 28.

* Подготовить сообщения:

«Суд во времена «Салической Правды»;
«Деятельность Хлодвига».