Цел и:
Изучить занятия германцев в период варварского общест-
ва; выяснить, что завоевания германцев положили начало форми-
рованию соседской общины.
Ознакомить учащихся с возникновением раннефеодальных
государств.
♦ Основные понятия и термины: варвары, готы, кельты,
германцы, гунны, родовая община, семья, род, племя.
Оборудование: карты «Европа в V-VII вв.», «Народы и их
передвижения в Европе в IV-VII вв.»;
атлас «История Средних веков», карта № 1.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания.
=> Начертить в тетради линию времени.
=> Показать место истории Средних веков в истории челове-
чества.
=> Исторический диктант по понятиям урока № 1.
=>Работа над вопросом № 4 (Введение, с. 11).
П. Изучение нового материала.
ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ НОВОГО МАТЕРИАЛА
1. Древние германцы:
а) занятия; б) порядки; в) формирование знати.
2. Конец Западной Римской империи
(Великое переселение народов).
1. Древние германцы (занятия, порядки, формирование
знати). Учитель повторяет сведения о германцах, известные учащим-
ся из истории древнего мира.
=> Какую территорию занимали германцы в древности? По-
кажите ее на карте (см. атлас, карта № 1).
=> В каких отношениях находились германцы с Римской им-
перией?
Учителю рекомендуется объяснить понятие «варвар».
Варвар – грубый, жестокий, невежественный человек. При-
думали это слово древние греки. Эллины дразнили все негреческие
народы – «Вар-вар», римляне – «Бар-бар». Так появилось это назва-
ние (латинское «барбар»). Славяне также подпадали под это понятие.
Рассказ учителя.
Греческие и римские путешественники сильно удивлялись,
когда оказывались в северных краях. Они не понимали: как люди
могут жить в таких трудных природных условиях? Как эти люди
могут жить без элементов цивилизации? Почему у них нет пись-
менности, театра, городов? Почему на войну мужчины идут сами, а
не нанимают себе наемников?
В отличие от греков, римляне начали захватывать земли вар-
варов и превращать их в свои провинции – Британию, Галлию и
др., но не все варварские племена становились подданными Рима.
Независимые варварские племена постоянно пытались вторгнуться
в провинции.
Древние германцы
Германцы интересовали римлян как военные противники.
Римские историки очень внимательно изучали образ жизни гер-
манцев, но самое главное – изучали способы ведения ими войн.
Древние германцы в начале н. э. занимали территорию от
Одера до Рейна и от Дуная до Балтийского моря. Селились герман-
цы на полянах, опушках леса, близ рек, ручьев маленькими племе-
нами. Поселки состояли из нескольких длинных домов. В каждом
доме жили семьи родичей, состоящие из трех поколений, и еще ос-
тавалось место для скота. Роды объединялись в племя. Во главе
рода стояли старейшины. Большим влиянием пользовался жрец.
Все люди в племени были равны, не было ни бедных, ни богатых.
Тем, кто попал в беду, помогал весь род; тот, кто хорошо поохо-
тился, обязан был делиться добычей с родственниками. Старейши-
ны вершили суд и обсуждали хозяйственные вопросы. Но самые
важные вопросы решались на народных собраниях, на которых вы-
сказывалось мнение старейшин. В случае, если мнение не нрави-
лось, мужчины шумели, если нравилось – поднимали копья вверх.
Работая с картой, учитель поясняет учащимся, что к востоку от
германских племен жили предки славян, к западу – кельты.
Любимым занятием германцев была охота. В поселках гер-
манцы держали домашний скот. Начинает развиваться земледелие.
Участки леса делились старейшинами рода между семьями. Семьи
выкорчевывали деревья, вспахивали землю и засевали ее просом и
ячменем. Землю обрабатывали деревянными орудиями, так как же-
лезо использовалось только для изготовления оружия.
Но основным занятием оставалось военное дело.
У германцев появляются военные вожди. Первоначально они
имели поручение охранять племенные владения, а впоследствии
военные вожди это делали самостоятельно и еще совершали набеги
на соседей. Военной добычей они делились со всеми соплеменни-
ками и соратниками. Германцы любили сражаться в пешем строю,
постепенно осваивали конные походы.
Пока Римская империя была сильной, германцы отважива-
лись только на пограничные набеги. В III веке и. э. Римская импе-
рия утрачивает свое могущество, так как ее коснулись смуты. Не
хватало средств на содержание охраны приграничных районов им-
перии.
Разрозненные германские племена объединяются в союзы
племен: франки, вандалы, лангобарды и т. д. Германцы, видя, что
имперские провинции не могут себя защитить, стали целыми семь-
ями селиться по восточным окраинам Западной Римской империи.
В Риме шла борьба за власть. В интригах против соперников
слабые правители стали использовать варваров-переселенцев.
Очень скоро армия Рима становится по составу варварской.
После расселения на завоеванной территории Римской импе-
рии родовая община германцев начинает превращаться в соседскую.
Для закрепления данного вопроса учащимся предлагается
работа со схемой № 1.
2. Конец Западной Римской империи (Великое переселе-
ние народов). Изучение информации о Великом переселении на-
родов целесообразно начать с вопроса:
=> Почему германцы целыми племенами переселялись на
территорию Западной Римской империи?
[Т] Работа с картой.
Используя карту в учебнике (§ 1, с. 16), учащиеся находят
территорию, которая была занята германцами в первые века нашей
эры. (Территория от Рейна до Одера, дальше на восток до Эльбы и
часть Скандинавского полуострова.)
Далее учитель объясняет, почему началось Великое переселение народов.
Рассказ учителя.
Гунны появились из-за Волги, сдвинули с места готов и славян. Затем пришли в движение остальные народы Западной Европы.
Римляне отступали, их место занимали варвары. В IV веке
началось Великое переселение народов и продолжалось 400 лет.
Оно вызвало значительные перемены:
исчезали старые и возникали новые народы;
распадались и формировались государства;
– в это время были заложены основы современной политической и этнической карты Европы.
Вестготы вторглись в Италию. В 410 году вестготы подошли к Риму. Рабы ночью открыли им ворота крепости. Три дня и
три ночи продолжалось сопротивление варварам.
Готы опустошили Апеннинский полуостров, Сицилию и Се-
верную Африку. Закрепились готы в провинции Аквитания (южная
Франция), где основали Готское королевство со столицей в Толозе.
Это государство становится вторым после Бургундского ко-
ролевства на Рейне, которое возникло на развалинах Западной
Римской империи. Римская знать стала переходить на сторону вар-
варов. Варвары ценили законопослушных подданных и давали им
высокие должности. Земли переходили в собственность вождей
варваров. Образовывается союз римской и варварской знати.
В VI веке на территории бывшей Западной Римской империи
располагалось уже несколько варварских государств.
Далее учитель ставит вопросы для беседы:
=> Что послужило толчком к переселению народов?
=> Почему германцы целыми семьями переселялись на тер-
риторию Западной Римской империи?
=> Чем завершилось вторжение германцев в Западную Рим-
скую империю?
=> К каким последствиям привели вторжения германских
племен в Западную Римскую империю?
Учащимся дается задание : проследить на карте (с. 16, § 1 учеб-
ника) пути переселения германцев и определить границы их государств к
началу VI века.
В ходе беседы предполагается прийти к следующим
выводам:
Толчком к переселению послужило вторжение из Азии ко-
чевников – гуннов.
Германцы, желая захватить плодородные земли и военную до-
бычу, племенами снимались с родных мест и отправлялись в походы.
14
– На захваченных землях германскими племенами создаются
государства: вандалами – в Северной Африке;
вестготами – в Испании;
остготами – в Италии;
англами и саксами – на острове Британия;
франками – в Галлии.
Это были варварские королевства, так как у них не было еди-
ных законов; местное население руководствовалось римским правом.
Учитель обязательно должен уточнить, что объединяла ранне-
средневековые государства германских племен в единое целое христиан-
ская церковь.
Развитие Европы после падения Западной Римской империи
шло двумя путями:
цивилизация Римской империи превращалась в средневе-
ковую;
родоплеменная организация варваров разрушалась, и на ее
основе складывались раннефеодальные государства.
III. Закрепление изученного материала.
Учащимся предлагается работа с вопросами 1; 4; § 1.
Вывод урока: в IV-VI вв. германцы переселялись со
своей исторической родины на территорию Римской империи и
создавали здесь свои государства. Со времени Великого переселе-
ния народов и началась в Европе история Средних веков.
IV. Итог урока.
Домашнее задание: § 1, знать ответы на вопросы, знать зна-
чение понятий и терминов.
* Задание повышенной сложности для желающих: Рассуждение на
тему: «Почему римляне считали германцев варварами?».