Тема: Звонкие и глухие согласные

0
29

Цель: 1. Активизация знаний о глухих и звонких согласных

Развитие коммуникативной компетентности

Воспитание самостоятельности

Ход урока

  1. Оргэтап

  2. Этап проверки домашнего задания

Примечание. Учебник Жанпеисова У.А.Кожакеева Ш.Т. Русская речь: учебник для 5 класса общеобразовательных школ с казахским языком обучения. 3-е издание, доработанное. – Алматы: Атамура, 2010. – 256. упражнение 68 на странице 26. Напишите слова по образцу. Поставьте ударение. Придумайте несколько предложений с этими словами.

  1. Этап проверки знаний

Работа по карточкам.

Вставьте Ы или И

Ж…раф, ш…пивник, птиц…, маш…на, пруж…на, овц…, куриц…, карандаш…, стриж…, ж…лище, таблиц…, ерш…, единиц…, нож…, границ….

  1. Этап подготовки к активному усвоению знаний. Чтение текста из упражнения 71 на странице 27. «Сказка о глухих и звонких согласных»

Учительское чтение. Чтение по ролям.

Как на казахском языке будет – глухой согласный? Звонкий согласный? Какие согласные в казахском языке относятся к глухим? Какие к звонким?

  1. Этап объяснения новой темы.

В русском языке как и в казахском согласные звуки бывают звонкими и глухими

Звонкие – б, в, г, д, ж, з

Глухие – п, ф, к, т, ш, с

He образуют пар глухие [х], [ц], [ч], [щ].

Звуки [ш], [ж], [ч], [щ] называются ш и п я щ и м и.

Звонкие и глухие согласные на письме обозначаются «своей» буквой:

а) в положении перед гласными: дорога, начало, советы;

б) перед звонкими согласными [л], [м], [н], [р], [й]: слово, смола, снова, правда, вьюга — [в’йу] га.

Иногда мы вместо звонкой согласной слышим глухую

Чтобы проверить написание парных звонких и глухих согласных на конце и в середине слов перед согласными, надо подобрать такое однокоренное слово или так изменить проверяемое слово, чтобы после согласного стоял гласный звук: ду [п] — дубы, ни [с] кий — низок, ука [с] ка — указать, ска [с] ка — сказочка, моло [д’] ба — молотить, про [з’] ба — просить и др.

3. Выпиши пары слов, которые отличались бы парными по глухости-звонкости согласными. Напиши их транскрипцию.

6. Этап закрепления новой темы.

Упражнение 72 устно. Прочитайте. Сравните звуки, которые обозначают выделенные буквы. Глухие они или звонкие?

Упражнение 73. продолжите данный ряд по образцу.

Составьте три словосочетания с данными словами

Упражнение 77. измените слова так, чтобы они имели форму единственного числа. Составьте три словосочетания.

Новая тема: в русском языке есть слова со стечением согласных, в которых рядом встречаются две, три, четыре согласные. В сочетаниях ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ, НЩ, РЩ мягкий знак не пишется.

Давайте запишем эти сочетания букв

А теперь запишем слова:

Точка, дочка, ручка, строчка, страничка, точный, срочный, ночной, сочный

Подчеркните в них сочетания ЧК, ЧН

Работа с текстом «Ежик-чудачок»

Чтение текста по цепочке.

Работа в парах – составьте вопросы к тексту, которые можно задать друг другу.

Выпишите из текста 8 слов, в которых есть стечение любых согласных (два или более)

7. Этап рефлексии

8. Этап оценивания

9. Этап информированности о домашнем задании. Правила на странице28, 30 выучить. Упражнение79 письменно. 82 устно – подготовиться к словарному диктанту

Карточка № 1. подберите пары слов, которые бы отличались только согласными по глухости – звонкости. Например: точка – дочка

роза, пил, роса, коза, коса, бил, шил, жил, вон, Дон, тон, фон, плеск, блеск.

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите свой комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь