Цели: обобщить и углубить знания по теме; тренировать умения выделять на письме уточняющие, пояснительные и присоединительные конструкции; воспитание языкового чутья.
Тип урока: комбинированный урок.
Оборудование: таблицы, карточки, тесты.
Ход урока.
I. Словарный диктант.
Адъютант, апелляция, аннулировать, арьергард, беллетристика, бюллетень, батальон, дьякон, интерьер, интервью, интеллигент,
компаньон, компьютер, неотъемлемый, объективный, субъективный, сэкономить, сверхъестественный, двухъярусный, сагитировать, вьюга, пьеса, пояснительный, присоединительный.
II. Работа по теме урока.
Беседа с составлением схемы (использование материала учебника § 89).
Уточняющие, пояснительные и присоединительные члены всегда обособляются.
Схема «Смысловые отношения, реализуемые уточняющими, пояснительными и присоединительными членами»
Между уточняемым и уточняющим членами всегда существуют отношения общего и частного. |
Пояснительный член предложения разъясняет смысл предшествующего слова, называет то же понятие другим словом или словами.
|
Присоединительный член предложения присоединяет к сказанному добавочное замечание, разъяснение. |
Например: Я сидел в березовой роще осенью, в первой половине октября. |
Например: Одесский базар, или привоз, жил своей шумной жизнью.
|
Например: Все, что ты говоришь, известно мне, да и им, пожалуй. |
Логически эти отношения можно выразить с помощью знака «>» |
Логически эти отношения можно выразить с помощью знака «=» |
Логически эти отношения можно выразить с помощью знака «+» |
III. Закрепление.
Задание: записать предложения, на полях условными знаками (>; +; =) показать логическую связь между членами предложения.
1. Рудин заговорил о самолюбии, и очень дельно заговорил.
2. Он встал по хозяйству рано, в третьем часу утра, и теперь у него слипались глаза.
3. В урожайные, или грибные, годы грибы часто попадаются кучками, семьями, даже растут двойничками.
4. В середине августа, перед рождением молодого месяца, наступили отвратительные погоды.
5. Через минуту совсем рядом раздалось подряд шесть отрывистых выстрелов.
6. Я… добрался наконец до большого села с каменной церковью в новом вкусе, то есть с колоннами, и обширным господским
домом.
7. Сбавили мы код, и счастливо.
IV. Углубление темы.
Задание: записать под диктовку текст, объяснить знаки препинания. Обратить внимание на то, как и почему так пишется название поэмы Николая Гоголя.
В основе названия поэмы Н. Гоголя лежит оксюморон: душа бессмертна и не может быть мертвой. Духовная цензура не разрешила к печати произведение с таким названием, и Гоголь добавил к нему вторую часть – «Мертвые души, или Похождения Чичикова».
Задание: уточнить по «Поэтическому словарю» значение термина «оксюморон», привести примеры других названий произведений, в основе которых лежит оксюморон («Живой труп», «Горячий снег»). Письменно ответить на вопросы:
-Равнозначны ли части названия?
– Какую цель преследовал Н, Гоголь, вводя вторую часть названия?
V. Итог урока.
VI. Домашнее задание.
§ 89.
2. Упражнение 435.