Тема урока «О ЧЕМ РАССКАЗЫВАЮТ ЭМБЛЕМЫ»

0
59
футбол

МКОУ Шиткинская СОШ

Тема кустового семинара

«Профессиональная компетентность учителя

как ресурс реализации ФГОС»

Тема урока

«О ЧЕМ РАССКАЗЫВАЮТ ЭМБЛЕМЫ»

Разработку выполнила

учитель изобразительного искусства

Котоман Виктория Александровна

Шиткино – 2014

Класс: 5 – а

Число: 22.01.2014 год

Урок: Изобразительное искусство

Время: 1 урок (45 минут)

Тема: О чем рассказывают эмблемы

Цели:

  1. Познакомить учащихся с символами и эмблемами, используемыми в нашем обществе, сферами их применения, значением их элементов.
  2. Развивать ассоциативное – образное мышление, фантазию, навыки работы с художественными материалами.
  3. Воспитывать творческую и познавательную активность, нравственно – эстетическое отношение к миру и искусству.

Оборудование и материалы:

  1. Схемы – таблицы с изображением знаков – символов.
  2. Плакаты, содержащие символы.
  3. Олимпийская символика.
  4. Музыкальное сопровождение.
  5. Художественные материалы.

Основные понятия:
– декоративность;
– орнаментальность;
– изобразительная условность искусства геральдики.

План урока

  1. Беседа о месте символов и эмблем в жизни современного общества.
  2. Постановка художественной задачи.
  3. Анализ работ (учащиеся оценивают работы друг у друга).

Ход урока

  1. Организационный момент.
  2. Приветствие.
  3. Проверка готовности учащихся к уроку.
  4. Изучение нового материала.

Учитель:  Начиная урок по данной теме, внимательно посмотрим на нашу жизнь, которая состоит из множества знаков и символов. С символами ты встречаешься в жизни постоянно. Идя по улице, ты наблюдаешь различные таблички, где изображены разные знаки, которые несут различную информацию. Всё это — знаки и символы.

Свои собственные символы могут иметь различные организации, учебные заведения, спортивные общества…

 

Продолжая тему 3 четверти “Декор- человек, общество, время”, сообщаю тему урока: “О чем рассказывают эмблемы».

Учащиеся записывают число,  название темы в альбомы по изобразительному искусству. В них же ведется словарная работа, делаются зарисовки.

Эмблема — это условное символическое изображение каких-либо понятий, идей и т. д.(определение записывается в альбом). Их появление относится к глубокой древности и тесно связано с возникновением письменности. 1) Эмблема состоит из трех частей (надписи, рисунка, подписи), 2) В эмблеме текст и рисунок имеют равнозначные смыслы, скорее усиливая друг друга, чем дополняя. 3) Эмблема выражает некую общую идею, концепцию.

Рисунки первобытному человеку заменяли письменность. Ри­сунки-пиктограммы, рисунки-символы служили для передачи со­общения, информации.

В прошлом веке американский поэт Генри Лонгфелло написал книгу о легендарном вожде индейцев по имени Гайавата, которую назвал «Песнь о Гайавате».

Гайавата мудро правил своим народом. Он научил людей вы­ращивать хлеб, строить лодки. А для того, чтобы свои знания пере­дать потомкам, Гайавата придумал письменность. Вот как это было:

Учитель читает стихотворение:

Из мешка он вынул краски,

Всех цветов он вынул краски

И на гладкой, на бересте

Много сделал тайных знаков,

Дивных и фигур, и знаков;

Все они изображали

Наши мысли, наши речи.

Белый круг был знаком жизни,

Черный круг был знаком смерти;

Дальше шли изображенья

Неба, звезд, луны и солнца,

Вод, лесов и горных высей,

И всего, что населяет

Землю вместе с человеком.

Для земли нарисовал он

Краской линию прямую,

Для небес – дугу над нею,

Для восхода – точку слева,

Для заката – точку справа.

А для полдня – на вершине.

Все пространство под дугою

Белый день обозначало,

Звезды в центре — время ночи,

А волнистые полоски –

Тучи, дождь и непогоду.

След, направленный к вигваму,

Был эмблемой приглашенья,

Знаком дружеского пира;

Окровавленные руки,

Грозно поднятые кверху, –

Знаком гнева и угрозы.

Учитель:

Эмблемы могут быть разной формы, а также могут применяться разные цветовые гаммы. Работа учащихся по эмблемам и символам. А сейчас рассмотрим Олимпийскую символику. Как вы уже знаете, что с 7 по 23 февраля 2014 года в России, в городе Сочи пройдут зимние Олимпийские игры. Показ олимпийской эмблемы, которая состоит из пяти колец: синего, черного, красного, желтого и зеленого. Пиктограммы с изображением спортсменов (орнамент – задание на повторение).  Показ эмблем с разбором, где данные эмблемы могут быть присущи. Выбрать себе форму эмблемы на тему: «Эмблема кабинета технологии» , и написать в альбоме, что можно нарисовать и какими цветами.

III. Постановка художественной задачи.

Учитель: сегодня вы узнали много нового об эмблемах. А сейчас я предлагаю вам выполнить свою собственную эмблему. При выполнении самостоятельной работы постарайтесь использовать новые знания об эмблемах. Самостоятельная работа построена следующим образом, вы прослушиваете мелодию («Мелодия ЛЕСА») и делаете первые зарисовки простым карандашом, а далее применяете цвет. Класс делится на два варианта, в конце урока учащиеся оценивают работы друг у друга.

  1. IV. Практическая работа.
  2. V. Физгимнастика.

Работа с активацией цвета: зажмурить крепко глаза и посмотреть на цвет, который показывает учитель. Это помогает расслабиться, улучшить настроение.

  1. VI. Продолжение практической работы

VII. Анализ урока. : завершение работы, просмотр выполненных работ, уборка рабочих мест.

Заполнение оценочных листов:

  • Красный с улыбкой          –  у меня всё получилось, я доволен.
  • Синий           – не всё задуманное получилось.
  • Жёлтый –       мне мало что удалось, я не доволен результатом.

 

Вопросы учащимся:

Что нового вы узнали сегодня на уроке?

Ребята, вам понравился наш урок?

А, что особенно понравилось?

Учитель: благодарю всех участников сегодняшнего занятия. Вы все хорошо потрудились, показали хорошие знания и умения, узнали кое – что новое  об эмблемах.

Награждение учащихся памятными открытками – эмблемами  и сладким призом.

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите свой комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь