Цель: формировать умение выделять звуки в словах и слогах; развивать фонематический слух, прививать интерес к чтению; расширять кругозор.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Постановка целей урока. Объявление темы.
– Сегодня мы начинаем читать и писать –буквы, слоги и слова.
Много с буквами хлопот,
Уж такой они народ.
Но когда с умом, толково
Их поставишь в четкий ряд –
Превратятся буквы в слово
И с тобой заговорят.
III. Актуализация опорных знаний.
• Игра «Следопыт».
– Определите, какой новый звук появился? Дайте полную характеристику этих звуков.
Сон – стон.
Каска – краска.
– Назовите предметы, изображенные на картинке. Определите первые звуки в названиях этих предметов.
• Игра «Кто больше».
– Назовите слова, которые начинаются с буквы «и». (Индюк, индеец, инопланетянин и др.)
В это время читающие дети из набора имеющихся букв составляют слова: «г», «п», «т», «и», «р», «о», «а». Читающие читают составленные слова, а нечитающие составляют с ними предложения.
IV. Изучение нового материала.
На доске предметные картинки: гири, тигр.
– Составьте схемы. Проанализируйте их. Обозначьте на схеме и напечатайте буквы.
Физкультминутка
А теперь всем надо встать,
Руки медленно поднять,
Пальцы сжать, потом разжать.
Руки вниз – и так стоять.
Раз, два, три, четыре, пять.
Наклониться – три, четыре –
И на месте поскакать.
На носок, потом на пятку,
Все мы делаем зарядку.
• Работа по учебнику.
Чтение слогов.
Коллективное чтение под руководством учителя или хорошо читающего ученика.
Читать все столбики несколько раз, изменяя последовательность: сверху вниз, снизу вверх, только слоги
– Прочитайте слова, написанные на следующей строчке. («Тигр», «гири».)
– Напишите эти слова по 2 раза.
Физкультминутка
Руки у груди поставим.
Три рывка назад локтями.
Руки в «замочек» за спинкой сожми,
Вверх поднимай, сильно спинку прогни.
И головою теперь покрути.
• Работа в Прописи.
Предметные картинки: грибы, гранат, рис, курица, торт.
Пока нечитающие дети «накрывали стол», читающие «собирают» из слов предложение: вдруг, какой-то, страшный, зверь, открывает, лапой, дверь.
• Игра «Прочти, спроси, ответь». (Читающие дети читают, учитель спрашивает, нечитающие – отвечают.
тигр, гепард, кот и т. д.
V. Закрепление изученного.
– Давайте найдем слово, в названии которого 3 слога. (Курица.)
Дети называют слово, учитель убирает картинку.
– Теперь слово, название которого самое короткое. (Рис.)
– Теперь слово из 5 звуков. (Грибы.)
– На сладкое. (Торт.)
VI. Итог урока.
– Расскажите по с. 34–35 «Букваря», чем мы занимались, что узнали?
– Откройте Прописи на с. 1. Чему мы научились?
– Сколько кубиков лежит в нашей коробке?
– Какие буквы на них написаны?
– (Для нечитающих детей.) Какие слова можно составить из них? (