Цель:
Способствовать формированию навыков грамотного и красивого письма; закреплять умение проверять написание безударных падежных окончаний имен существительных;
развивать речь детей, обогащать словарный запас, учить быстро ориентироваться в тексте;
воспитывать умение чувствовать, понимать и любить красоту родной природы.
Ход урока
Оргэтап
Отчет дежурного
Я (Ф.И. учащегося ) дежурная по классу. Мне …. лет, я учусь в 5 «Б» классе. Сегодня на уроке присутствуют все, отсутствующих нет.
Сегодня января, день недели – . Погода сегодня_____________.
Этап проверки домашнего задания
Примечание. Учебник Жанпеисова У.А.Кожакеева Ш.Т. Русская речь: учебник для 5 класса общеобразовательных школ с казахским языком обучения. 3-е издание, доработанное. – Алматы: Атамура, 2010. – 256
Этап проверки знаний
Падеж |
Вопрос |
этап подготовки к активному усвоению знаний
Тема записана на доске.
“Правописание окончаний имен существительных в .ворительном падеже”.
– Какая буква покинула свое место? Что вы о ней можете сказать? Пропишите.
Оказывается, спрятал эту букву Снеговик. Он приготовил вам загадки, а ваша задача правильно и красиво написать отгадки. Итак:
Назовите-ка ребятки,
Месяц в этой вот загадке:
Дни его – всех дней короче,
Всех ночей длиннее ночи,
На поля и на луга
До весны легли снега.
Только месяц наш пройдет,
Мы встречаем Новый год. (Декабрь)
Щиплет уши, щиплет нос,
Лезет в валенки мороз.
Брызнешь воду – упадет
Не вода уже, а лед.
Даже птице не летится,
От мороза стынет птица.
Повернуло солнце к лету.
Что, скажи, за месяц это? (Январь)
Снег мешками валит с неба,
С дом стоят сугробы снега.
То бураны и метели,
На деревню налетели.
По ночам мороз силен,
Днем капели слышен звон.
День прибавился заметно.
Ну, так что за месяц это? (Февраль)
Одеяло белое, не руками сделано.
Не ткалось и не краилось,
С неба на землю свалилось. (Снег)
К какой части речи относятся слова? Что вы знаете об имени существительном?
Как изменяются имена существительные?
Просклоняйте слово зима. Выделите окончания.
. Наблюдение над употреблением существительных в творительном падеже.
Вроч |
Врачом |
Учитель |
Учителем |
Друг |
Другом |
Хлеб |
Хлебом |
Стол |
столом |
Поле |
полем |
Актриса |
актрисой |
Подруга |
подругой |
Сметана |
сметаной |
Парта |
партой |
Мама |
мамой |
Задача |
Задачей |
Какие же окончания у существительных в творительном падеже
5. Этап объяснение новой темы
Обобщение знаний о творительном падеже.
– Итак, что же мы можем рассказать о творительном падеже имени существительного?
Т.п. кем? чем? где? куда?
с, за, под, над, между1 скл. 2 скл. 3 скл.
-ой – ей -ом –ем -ю
Чтение правила в учебнике
Физминутка
Мы снежинки, мы пушинки,
Покружиться мы не прочь.
Мы снежинки – балеринки,
Мы танцуем день и ночь.
Встанем вместе все в кружок ─
Получается снежок.
1, 2, 3, 4, 5 – будем мы в снежки играть!
Валенки наденем, шапку,
Шарф завязан?
Всё в порядке!
Раз – присесть,
Два – наклониться,
Три – снежок лепи,
На четыре и на пять,
Начинай снежки бросать!
6. Этап закрепления новой темы
Что надо сделать, чтобы правильно написать окончание?
Пришла (с чем?) с (метель, ветер, вьюга)
Занесло (чем?) (снег)
Украсила (чем?) (серебро, узор)
Укрыла (чем?) (ковер)
Летел (над чем?) над (лес, поле, город)
Любовались (чем?) (снежинка, ель)
Играть (с кем?) с (подруга, Таня, Саша)
Задание № 2
. Найти существительные в Т.п.
По сторонам дороги тянулись широкие поля. Снег лежал легкой пеленой, словно лебяжий пух. За узкой речкой темной стеной возвышался лес.
Заколдован неведимкой,
Дремлет лес под сказку сна,
Словно белою косынкой
Подвязалося сосна.
Работы проверяем всем классом.
– Снеговик принес нам еще и предложение, подул ветер и разбросал все слова.
Составьте предложение.
Укрыла, землю, пушистым, зима, белым, ковром.
– Найдите существительные и определите их падеж.
Если останется время – упражнение 271. читаем текст по цепочке. Находим существительные в творительном падеже
7. Рефлексия
– Что же мы узнали нового на уроке?
8. Этап оценивания
9. Этап информированности о домашнем задании. Параграф 32 выучить. Упражнение 273