Тема: Творительный падеж имен существительных Окончания в творительном падеже после шипящих и Ц

0
2387
информатика

Цель:

Учить правильному написанию гласных О и Е в окончаниях существительных творительного падежа после шипящих и Ц.

Развивать умение наблюдать, сравнивать и делать выводы. Обогащать словарный запас учащихся.

Воспитывать любовь к родному краю.

Ход урока

1. Оргэтап

Отчет дежурного

Я (Ф.И. учащегося ) дежурная по классу. Мне …. лет, я учусь в 5 «Б» классе. Сегодня на уроке присутствуют все, отсутствующих нет.

Сегодня января, день недели – . Погода сегодня_____________.

Этап проверки домашнего задания

Примечание. Учебник Жанпеисова У.А.Кожакеева Ш.Т. Русская речь: учебник для 5 класса общеобразовательных школ с казахским языком обучения. 3-е издание, доработанное. – Алматы: Атамура, 2010. – 256

Этап проверки знаний

Падеж

Вопрос

ученик

Этап подготовки к активному усвоению знаний

Актуализация знаний

Учитель. Какое слово рассыпалось? А, Ж, И, П, Е, Д

Дети. Падежи

У. Соедините стрелочками названия падежей и падежные вопросы

На доске написано. Выходят по одному и соединяют стрелосками

Именительный (Кого? Чего?)

Родительный (О ком? О чем?)

Дательный (Кого? Что?)

Винительный (Кто? Что?)

Творительный (Кому? Чему?)

Предложный (Кем? Чем?)

У. Что вы можете сказать о буквах?

На доске буквы: ш, щ, ж, ч, ц.

Д. Это согласные.

У. Почему эти буквы пришли к нам на урок, мы узнаем чуть позже.

Прочитайте предложение, объясните орфограммы.

За рощо,ей был широкий пруд с чистой водицо,ей.

Формулирование темы и цели урока

У. Назовите, в какой части слова орфограмма.

В каком падеже стоят эти существительные?

Перед какой буквой стоят окончания?

Сегодня мы с вами должны Научиться правильно писать гласные О и Е в окончаниях существительных в творительном падеже после шипящих и Ц.

Работа в парах

На карточках записаны слова:

Задачей, моржом, ландышем, лещом, птицей, калачом, борцом, сторожем.

Задание:

а) определите падеж имен существительных,

б) выделите основу и окончания слов,

в) определите, какой согласный стоит на конце основы;

г) поставьте ударение.

д) Что можете сказать о написании окончаний имен существительных?

е) Сделайте вывод.

Д. В окончаниях имен существительных в творительном падеже после шипящих и Ц в ударном положении пишется О, безударном – Е.

5. Этап объяснения новой темы

У. Сравните этот вывод с правилом в учебнике. Молодцы, вы как ученые сделали сегодня открытие. Объясните, какие гласные напишем в нашем предложении.

За рощей был широкий пруд с чистой водицей.

Д. За рощей, с водицей – существительные в творительном падеже, окончания в безударном положении, напишем в окончании – Е.

Итак, составим алгоритм правописания О и Е в окончаниях существительных в творительном падеже после шипящих и Ц:

прочитать слово;

поставить ударение;

определить окончание:

Мы сегодня космонавты

Все выходим из – за парты.

Начинается разминка:

Руки прячутся за спинку.

А теперь над головой

Мы похлопаем с тобой.

Побежим на космодром

Там в ракету… А потом,

Прилетим в родной наш класс,

Где тетрадки ждут всех вас

Класс, наш – быстрая ракета!

Полетим все на планету:

Руки вверх и разомнём

Кисти рук (дети вращают ими), потом начнём

Разминать свои мы плечи (руки к плечам)

Ведь лететь на Марс, далече (круговые движения вперёд, назад)

Ручки в стороны, вперёд,

Разрешаю детям взлёт.

Загудели дружно: «У – у – у» (руки вверх, имитируя взлёт ракеты)

Тихо сели наяву.

6. Этап закрепления новой темы

Работа у доски

Упражнение № 274 на странице119

Поставить существительные в форму творительного падежа

А сейчас мы будем отгадывать загадки

– Чёрная птица, вестник наступающей весны – … (грачом).

– Плохое настроение вместе со слезами – … (плачем).

–Ох, и острый же предмет –

– Нанесет любому вред.

С ним веди себя построже –

Будь предельно осторожен.

Стоит только зазеваться –

Ранит, некуда деваться.

Хоть опасен он, но всё ж,

Повседневно нужен …- … (ножом).

– Я долго в море кувыркался…

Барахтался, вопил – купался!

Сел на песок, грызу грильяж,

Смотрю на волны. Это – …(пляжем).

– Кинешь в речку — не утонет,

Бьёшь о стенку — он не стонет,

Будешь оземь кидать — станет кверху летать-… (мячом).

– другое название друга- … (товарищем).

– Маленький ребёнок – … (малышом).

– Вкусный наваристый Суп со свеклой и другими овощами. Суп со свеклой и другими овощами.-… (борщом).

А теперь составьте словосочетания с этими существительными в творительном падеже. Групповая работа

А теперь составьте три предложения с этими словосочетаниями

7. Итог урока. Рефлексия деятельности учащихся.

– Почему буквы щ, ш, ж, ч, ц пришли к нам на урок?

– Что нового узнали на уроке? Что интересного?

8. Этап оценивания

9. Этап информированности о домашнем задании. Параграф 32

Упражнение 276