Цель урока:
систематизировать представления учащихся о различии согласных по твердости–мягкости
Задачи урока:
1. Совершенствовать представление о том, что произнесение согласного зависит от последующего за согласным гласного.
2. Развивать умение наблюдать, делать посильные выводы и обобщения, развивать навыки выразительного чтения.
3. Воспитывать гуманность и желание помогать тем, кто нуждается в тебе.
Ход урока
I. Психологический настрой.
П. Проверка домашнего задания.
Сказка К.Ушинского «Умей обождать».
III. Чистописание.
Письмо букв Нн, слогов на не, ня, ни, ну, ню; слов снег, снежинка, медвежонок.
Словарный диктант: мороз, девочка, спасибо, пенал, воробей, яблоко, заяц, береза, собака, класс, корова.
(Учитель диктует слова, а ученики на доске и в тетрадях записывают их в 3 столбика: 1 столбик — слова из 1 слога, 2 столбик — 2 слога, 3 столбик — 3 слога.
Подчеркнуть гласные буквы.)
IV. Работа над новой темой урока. Письмо и развитие речи.
1. Повторение: какие гласные звуки обозначают мягкость согласного? А твердость? Приведите примеры.
2. Работа над заданием упр. 1, стр. 63. Вспомнить название звуков и буквы. Вывод: произносятся твердо перед гласными а, о, у, ы, э произносятся мягко перед гласными я, ё, ю, и, е
3. Выполнение упр. 2, стр. 64.
4. Выписать парами слова с твердыми и мягкими согласными: упр. 4, стр. 64.
(Идем — дом, сядь — сад, рёв — ров, вёл — вол)
? Отгадать загадки, написать отгадки, подчеркнуть гласные. Упр. 5,стр. 65
V. Физкультминутка.
VI. Чтение и развитие речи. С. Козлов «Зимняя сказка».
1 Слово учителя.
-Кто за вами ухаживает, когда вы болеете?
-Почему чаще всего дети болеют, когда наступает холодное время
года?
2 Чтение текста сказки учителем, затем учениками.
3 Анализ содержания и понимания сказки.
-Какое время года описывается в сказке?
-Где находился Медвежонок?
– Почему он заболел?
-Кого он увидел, когда наступила весна?
-Как объяснил свое присутствие Ежик?- Чем лечил Ежик больного Медвежонка?- Ежик настоящий друг?
– Почему?
VII. Домашнее задание.
Упр. 3, стр. 64. Чтение текста С. Козлова «Зимняя сказка».
VIII. Подведение итогов урока.
IX. Дополнительное чтение.
С. Козлов «Ежик в тумане».