Цель:
Формировать умения обозначать начало и конец предложения
Задачи урока:
1. Уточнение и расширение знаний о предложении как основе связной речи, о знаках препинания в конце предложения, написании первого слова предложения с большой буквы; сформировать умение раздельно писать слова в предложении; понять, что каждое предложение выражает мысль о ком-либо или о чем-либо, что мысль может быть выражена и несколькими предложениями, которые могут составлять целый рассказ.
2. Развивать умение находить границы предложения; распространять предложения; составлять предложения из деформированного текста; развивать умение соблюдать правильную интонацию при произнесении начала и конца предложения; развивать память, мышление, орфографическую зоркость.
3. Воспитывать положительную мотивацию к учению, дружеские отношения.
Ход урока
I. Психологический настрой. П. Проверка домашнего задания.
Т. Коломиец «Хлеб всему голова». III. Чистописание.
1. Запись слов: жайляу, степь, кумыс.
2. Запись предложения:
В степи цветут тюльпаны.
3. Звуко-буквенный разбор слов: Степь … б., … зв.
Тюльпан … б., … зв.
4. Знакомство с новым словарным словом деревня. Грамматическое задание:
а) разделить слово на слоги;
б) разделить слово для переноса;
в) придумать предложение с этим словом (дополнить названием деревни).
IV. Работа над новой темой. Развитие речи и письмо.
1. Выразительное чтение текста упр. 2, стр. 175. Работа над заучиванием стихотворения.
2. Выполнение упр. 1, стр. 175.
3. Составление предложений из деформированного текста упр. 4, стр. 176.
4. Доскажи пословицы из упр. 5, стр. 176. Как объяснить смысл этих пословиц?
В каких случаях можно использовать эти пословицы?
5. Занимательная минутка. Упр. 6, стр. 176-177. (Подчеркнуть согласные, которые произносятся мягко.) Почему эти согласные произносятся мягко?
Какие еще гласные обозначают мягкость согласного?
6. Самостоятельная работа:
упр. 7, стр. 177 (можно использовать для списывания).
V. Физкультминутка.
VI. Чтение и развитие речи. С. Муканов «Родная степь».
1. Слово учителя:
— Кто из вас был в степи?
— В какое время года степь особенно красива?
2. Чтение текста сначала учителем, затем учащимися.
3. Выборочное чтение:
найти отрывок, где описан приход весны; какую птицу называют соловьем степи?
VII. Домашнее задание:
упр. 3, стр. 175. Чтение текста «Родная степь».
VIII. Подведение итогов урока.
IX. Дополнительное чтение из хрестоматии. М. Пляцковский «Настоящий друг».