Тема: Согласные звуки.

0
601
история

Цель урока: дать представление о согласных звуках, ввести термин «согласный звук», обозначение твердых согласных в звуковой схеме; закреплять навык «чтения» схем с ориентировкой на гласный, подготовка к письму.

Ход урока

I. Работа по новой теме.

Работа по картинке букваря. Составь звуковую схему слов. Обозначь твердый согласный синей фишкой, мягкий – зеленой.

1) Звуковой анализ слов: кот – кит, туча – лиса, мышка – мишка. Выделение твердого звука, его фиксирование, выделение мягкого согласного звука.

2) Введение понятия «согласный звук» в сопоставлении с гласным: согласные звуки с трудом вырываются – им мешают то зубы, то губы, то язык. Но они хотят вырваться на свободу. Согласные могут и шипеть, и свистеть, и рычать. Согласные называются так потому, что всегда стоят рядом с гласным
(со + гласный).

Согласные бывают твердые и мягкие.

Твердые – как в слове «мак». Произнесите «м» + «а» (ма). Мягкие – как в слове «мяч». Произнесите «м» + «я» (мя). Обозначаются они по-разному. Твердые согласные – синим квадратиком, мягкие – зеленым.

Учитель вывешивает на доске схемы слов «мак» и «мяч».

II. Работа в прописи.

Письмо полуовалов по часовой стрелке.

III. Закрепление.

1) Звуковой устный диктант.

Узнаешь ли ты звуки? Учитель называет звуки (по выбору), а дети поднимают фишки: если гласные – красную, если мягкий согласный – зеленую, если твердый – синюю.

Примечание. Звуковой анализ слов проводится по следующему алгоритму:

– Скажи слово. Протяни первый звук. Выдели его, зафиксируй синей фишкой.

– Протяни второй звук. Отметь его красной фишкой. Назови гласный.

– Протяни третий звук. Выдели и произнеси мягкий согласный, отметь его зеленой фишкой.

– Посчитай, сколько клеточек в звуковом домике, какие из них гласные, а какие – согласные.

– Проверь себя. С какого звука начинается слово? Какой третий согласный? А какой второй?

IV. Работа по Букварю.

Игра «Подумай и ответь».

Помогите мальчику определить, в каких словах согласный звук мягкий, а в каких – твердый. Ученики могут поработать в парах или группах и предложить свои варианты ответов.

V. Работа в прописи. Закрепление.

VI. Работа по Букварю.

Развитие речи. Рассматривание картинок. Напомнить содержание сказки. Составление предложений по сюжету сказки и иллюстрации.