Цель: распознавание звуков в слове, представление о гласном звуке, «чтение» слова по количеству звуков и гласных в слове.
Ход урока
1. Постановка учебной задачи урока. Из чего состоит слово? Какие бывают звуки в слове? Что такое гласные звуки?
2. Повторение материала предыдущего урока: слово состоит из звуков. Составление звуковой схемы слов кот и конь (с20). Необходимо выполнять последовательность действий при звуковом анализе: 1. Скажи слово – нарисуй схему слова. 2. Установи последовательность звуков в слове – вычленяй из слова звуки, обозначай их в слове: какой первый звук? Второй? Третий? – Рисуй звуки-клеточки. 3 Проверь себя: вычлени первый звук, произнеси его, второй звук – произнеси его, третий звук – произнеси его. Сколько звуков в слове?
Анализ звуковых схем слов по картинкам на стр. 20 – сова, волк, петух, белка. При анализе слов сова, петух, белка называть ЗВУК, а не букву, которой дети еще не знают. Мы составляем звуковую, а не звуко- буквенную схему.
3. Работа по теме урока.
Общее представление о гласных звуках. Звуки бывают разные. Одни умеют петь и воздух проходит свободно, ничто ему не мешает: ни язык, ни губы, ни зубы. Это гласные (глас – это голос). Попробуйте пропеть: УЮУЫИЭ – ОАУЫИЭ – УАЫОИЫЭ. Придумайте слова, которые начинаются с гласного звука.
Самостоятельная работа по схемам на с. 21. Нахождение и раскрашивание клеточек с гласным звуком. Слушаем рифмовку:
Воздух свободно идет через рот,
Нет препятствий разных,
Голос участвует, голос зовет –
Звук получается гласный. (В. Волина)
4. Физкультминутка.
Бабочка летала, над цветком порхала.
Села, посидела
И нектар поела.
Два своих больших крыла опустила, подняла.
Полетела дальше, чтобы мир был краше.
5. Письмо. Раскрашивание с 16 букваренок
6. Подведение итогов урока: 1) словарик урока: звук, гласный звук; 2) слово состоит из звуков, гласные звуки произносятся свободно.