Цель урока: развитие связной речи на материале сказки «Хвостик», деление слов на слоги.
Ход урока
1. Постановка учебной задачи урока. Что такое слог? Что такое ударный слог?
2. Слово учителя.
– Сегодня мы продолжим говорить о братьях наших меньших – о домашних животных, о тех, кто живет рядом с нами, кого мы любим. Рассмотрим картинки и вспомним, что мы знаем об этих животных (с. 16). Учащиеся вспоминают стихи, песенки про тех животных, которые нарисованы на картинках, называют любимых героев из мультфильмов: попугая Кешу, Кота Матроскина, Петю-Петушка. Задание: узнать, сколько в каждом слове слогов. Учащиеся делят слова на слоги: кот, пе-тух, по-пу-гай, ко-ро-ва.
3. Физкультминутка.
Дружно по лесу гуляем (ходьба).
И листочки собираем (наклоны вперед).
Собирать их каждый рад,
Просто чудный листопад (руки вверх).
4. Письмо. Письмо овалов, палочек с закруглением внизу и вверху.
5. Развитие речи: на материале сказки «Хвостик».
Работа по картинкам. Знаете ли вы эту сказку? Видели ли вы мультфильм?
Слово учителя. «Жили-были старик и старуха. Жили они бедно. Детей у них не было. Одна радость – любимая коза. Утром будит стариков: «Вставайте, коза пришла, молока принесла!» Баловали ее старики. Да и кого любить? Детей-то нет. Самое вкусное приносили ей покушать. И коза любила их, молоко им с поля приносила.
Но вот однажды ушла утром коза в поле. Долго ждали ее старики. Плакали. Наверное, волк съел нашу козу. А рано утром смотрят: пришла коза. Только без хвостика. Хвостик она во рту держала. Рассказала юза, как убегала от волка, пряталась в кустарнике. Да вот хвостик не уберегла. Оторвался он. Рассказывает коза свою историю, а хвостик приподнялся и слушает: это о нем говорят. «А давай, – говорит дед, – оставим хвостик. Вдруг что-нибудь из него получится». И оставили. А наутро смотрят: из хвостика мальчик получился. Вот обрадовались дед с бабой! Стали плясать да петь! А вместе с ними и коза закружилась в пляске…. А что было дальше? Попробуй сам придумать продолжение сказки».
Работа над творческим продолжением сказки: рассмотри картинку. Как внук помогал старикам? Кто узнал, что у деда с бабой появился внук? Что задумал волк? Сумел ли он похитить малыша? Кто оказался умнее? Кто кого наказал? Придумай и расскажи сказку до конца.
6. Подведение итогов урока: 1) словарик урока: слог, ударный слог, слоговая схема; 2) умеем делить слово на слоги; ставить знак ударения над ударным слогом; 3) умеем придумывать сказку по картинке.