Тема: Р./О. № 4 Текст как речевое произведение. Культура речи.

0
694

Цели:

Познавательный аспект: проверить уровень сформированности умения анализировать содержание текста и самостоятельно формулировать проблему;

Развивающий аспект: развивать логическое и творческое мышление, письменную речь;

Воспитательный аспект: формировать систему ценностных отношений к родному языку, личности.

Тип урока: урок речевого общения.

Форма урока: самостоятельная работа.

Оборудование: приложения 1, 2, 3 к уроку (карточки с заданиями).

Ход урока.

Организационный момент.

Сообщение темы и формулировка задач урока.

Самостоятельная работа по 2 вариантам. (см. ПРИЛОЖЕНИЕ № 1.)

Приложение. Фрагменты работ.

Вариант 1

№1

Кто-то очень мудрый сказал: «Сколько людей, столько и мнений». Только вот выражаем мы эти мнения по-разному.

Автор в своём тексте раскрывает проблему этики в споре, являющуюся весьма актуальной в современном мире. (Евгения Р.)

№2

Жизнь каждого человека порой строится по законам джунглей, особенно в больших городах. Выживает тот, кто сильнее, умнее и образованнее других. Каждый день во всём мире между людьми возникают споры, а из-за этих споров порой и серьёзные проблемы, которые потом приходится решать правовым путём. Спор – это борьба противоположных точек зрения по тому или иному вопросу.

Текст Л.Павловой также посвящён теме спора между простыми людьми в разных жизненных ситуациях, когда каждый норовит отстоять свою позицию любыми способами. Таким образом, автор привлекает наше читательское внимание к проблеме человеческого общения, манеры поведения во время спора. (Дмитрий Б.)

Вариант 2

№1

В.Г.Костомаров рассуждает о значении негативных изменений в обществе. К чему же они приводят? К проблеме, которая заключается в том, что данные процессы отражаются пагубно на культуре и речи человека.

Автор понимает, что многие люди «недовольны языком». Но нет смысла его исправлять.

№2

Наш язык очень «вместителен». Иностранные слова и выражения легко приживаются в нашей речи, но так ли это хорошо? Какое влияние на самом деле оказывают заимствованные слова на неё?

В данном тексте В.Костомаров раскрывает проблему бережного отношения к родному языку.

№3

Велик и могуч наш русский язык. Какие громкие слова! Если эту фразу произнесет современный человек, то, вероятно, он не поймёт смысла, который хотел передать автор данного изречения. Из-за негативного изменения в общества происходит негативное изменение русского языка. Как остановить этот быстротечный процесс? Именно над этой проблемой заставляет задуматься нас известный языковед В.Г.Костомаров

Самостоятельная работа в группах (с м. ПРИЛОЖЕНИЕ № 2 ). Каждая из трёх групп работает с двумя текстами и заданиями.

Обсуждение результатов работы.

Рефлексия.

Домашнее задание (см. ПРИЛОЖЕНИЕ № 3). (Уровень сложности 1, 2.)

Примеры выполнения домашнего задания:

№1

Милосердие. Сострадание. Сочувствие. Как много слов уже сказали и как ещё много будет сказано о человечности и нравственности! Но, к сожалению, не все эти слова влекут за собой реальные действия.

В данном тексте И.С.Тургенев раскрывает проблему человечного отношения к тем, кто слабее, беднее, несчастнее – словом, к тем, кто в этом действительно нуждается.

Выдвигаемая автором проблема глубоко нравственная, затрагивающая очень важный аспект человеческой жизни – отношение к себе подобным. Писатель рассказывает о старике, отдавшем всё (богатство, здоровье) ради других, но ни о чём этот человек не жалеет…

(Евгения Р.)

№2

Насколько искренне в наших сердцах возникает желание помочь ближнему? Возникает ли оно вообще?

Многие из нас помогают другим лишь потому, что обязаны человеку или не могут поступить иначе, ведь общество осудит. И.С.Тургенев раскрывает на примере старика проблему искренности милосердия. Писатель показывает нам, что если помощь ближнему идёт от чистого сердца, то она доставляет радость не только тому, кому ты помог, но и тебе самому…

(Татьяна М.)

Вариант 1. Задание №1.

Укажите, какие виды зачина и приёмы формулировки проблемы использованы в следующих фрагментах сочинений?

1) Духовная жизнь. Культурное наследие. Нравственная самодисциплина. Все эти понятия характеризуют жизнь человека и его духовные потребности. А какими они должны быть? Что нужно понимать, чувствовать, помнить человеку, чтобы сохранить культурную среду?

В данном тексте Д.С.Лихачёв выдвигает проблему нравственного, духовного воспитания личности.

2) Автор данного текста размышляет о влиянии желания на достижение цели, о том, как важно иметь «неудержимое стремление».

В рамках обозначенной темы Г. Троепольского, в первую очередь, интересует проблема преодоления трудностей на пути к поставленной цели.

3) «Мы все в ответе за тех, кого приручили» – такие избитые и до боли знакомые слова, зато какие правильные. Природу человек никогда не сможет познать до конца, но это не значит, что нужно бездумно уничтожать её и её творения.

Г.Троепольский в своём тексте раскрывает проблему непростых взаимоотношений человека и природы.

Задание №2.

Прочитайте выразительно текст, напишите вступление и сформулируйте проблему, обсуждаемую автором данного текста.

(1)3наете ли вы, что существует множество разновидностей манеры вести спор? (2)Понаблюдайте за своими товарищами во время диспута, дискуссии, полемики — вы, конечно, убедитесь, что ведут они себя по-разному,

(3)Одни, например, держатся уважительно по отношению друг к другу, не прибегают к нечестным приемам и уловкам, не допускают резкого тона. (4)Они внимательно анализируют доводы, которые предлагает оппонент, и основательно аргументируют свою позицию. (5)Как правило, во время такого спора стороны испытывают глубокое удовлетворение, желание разобраться в обсуждаемых проблемах.

(6)Другие же, вступив в спор, начинают себя чувствовать как на войне, поэтому они применяют непозволительные уловки. (7)Главное — наголову разбить противника, поставив его в невыгодное, с их точки зрения, положение. (8)3начит, и вам нужно находиться в боевой готовности.

(9)Наконец, есть и такие горе-спорщики, которые ведут себя самым непозволительным образом. (10)Они в грубой форме обрывают оппонента, унижают его оскорбительными выпадами, говорят пренебрежительным или презрительным тоном, насмешливо переглядываются со слушателями, одним словом, ведут себя как невоспитанные люди.

(11)Таким образом, поведение полемистов, безусловно, влияет на успех обсуждения, поэтому понимание особенностей манеры спорить, умение на лету уловить изменения в поведении своих оппонентов, конечно, позволяет лучше ориентироваться в споре, наиболее точно выбирать вариант собственного поведения и определять тактику в споре.

(По Л. Павловой)

Вариант 2. Задание №1.

Укажите, какие виды зачина и приёмы формулировки проблемы использованы в следующих фрагментах сочинений?

1) «Умом Россию не понять…», – писал Тютчев в своём стихотворении. И это действительно так. На Руси всегда были люди, которые несли на себе «особенную стать», люди, чьи поступки порой казались окружающим необъяснимыми, странными.

Каждый человек – загадка. Проблема загадочной русской души интересует и автора данного текста, Ф.И.Шаляпина

2) Наука – двигатель прогресса. Если бы люди, которым не давали покоя необъяснимые явления и процессы, человечество до сих пор обитало бы пещерах. Жаль, что не все это понимают и считают исследования пустой тратой времени и сил.

В данном тексте В.Харченко раскрывает проблему роли науки в жизни людей, её влияние на материальный и духовный миры.

3) «Все народы меняются словами и занимают их друг у друга», – так сказал В.Г.Белинский и, безусловно, был прав. Но только ли положительное влияние оказывает такое «заимствование» на язык?

В данном тексте автор рассматривает проблему роли заимствованных слов.

Задание №2.

Прочитайте выразительно текст, напишите вступление и сформулируйте проблему, обсуждаемую автором данного текста.

(1)Все знают, что часовая стрелка на циферблате движется, но увидеть, как она движется, нельзя. (2)То же происходит и с языком. (3)Он изменяется. (4)Но мы не чувствуем, как это происходит.

(5)Сейчас в нашей истории наступил такой момент, когда мы видим, как меняется русский язык. (6)И это не может не пугать. (7)Мы так хотим во что бы то ни стало отойти от предшествующей эпохи нашей жизни, построить новые общественные отношения, новую экономику, что нам даже хотелось бы иметь новый язык. (8)Когда-то говорили «отмежеваться», теперь – «дистанцироваться», нам надоело выражение «сойти с ума» – мы говорим «крыша поехала». (9)Или разонравилось слово «встреча», стали говорить «тусовка».

(10)Русский язык, по словам А.С. Пушкина, «переимчив и общежителен», он легко принимает иностранные слова, если они нужны. (11)И в этом нет ничего страшного, когда всё делается в меру. (12)А мера утеряна. (13)В нашей речи возникают «сэндвичи», «ленчи», «дисплеи». (14)Обычно меняются 20-30 слов в год, а у нас сейчас появляются, может быть, 20 слов в неделю.

(15)Кроме того, немаловажно, из каких источников появляются новые слова языка. (16)Сейчас, например, идёт поток слов из довольно сомнительных источников, в частности уголовного жаргона: «разборка», «халява». (17)Многие печатные органы используют «непечатные» слова, которые, кстати, так и называются, потому что их печатать не надо.

(18)В Думе несколько лет обсуждался «Закон о русском языке». (19)3акон, конечно же, нужен. (20)Но если серьёзно говорить о законе, то должен быть и механизм наказания за его нарушение. (21)Однако представляется несерьёзным предложение создать филологическую милицию, учредить штрафы за ошибки в русском языке. (22)Что ни говори, делает язык народ, а его трудно заставить подчиняться административным нормам в отношении языка. (23)Были уже такие тщетные попытки.

(24)В своё время, в XIX, да и в XX веке, образцовый язык давала художественная литература. (25)Если человек не знал, как правильно говорить, то он открывал Тургенева и там находил ответ. (26)Сейчас, конечно, не художественная литература формирует наш языковой вкус. (27)Тон задают теперь в первую очередь телевидение и радио. (28)Это касается и произношения звуков, и ударения, и интонации. (29)А современным дикторам нравится американская интонация. (30)И молодёжь начинает им подражать. (31)Бывает, ведущий бог знает что и как говорит, а людям нравится. (32)Это относится, безусловно, не ко всем передачам, каналам, дикторам, но многие из них подвержены моде.

(33)Мы сейчас недовольны языком, но здесь очень важно разобраться – язык в этом виноват или что-то другое. (34)Ведь язык подчиняется людям, которые им пользуются. (35)Он приспосабливается к потребностям общества. (36)Если в нашем обществе сегодня потребность думать о будущем, о крепкой семье, о счастье детей – то язык пойдёт в эту сторону, будет давать нам средства для этого. (37)Если у нас главное – как, не работая, заработать миллион, секс, насилие, наркотики, то язык повернётся сюда. (38)3а что его поносить? (39)Он отражает состояние общества. (40)Так что не язык надо сейчас исправлять.

(По В. Костомарову)

Задание для группы №1

Формулируем проблему, обсуждаемую автором исходного текста.

Текст №1. Выразительно прочитайте текст:

(1)Катерина Ивановна никогда ни на что не жаловалась, кроме как на старческую слабость. (2)Но я знал от соседки и от бестолкового доброго старика Ивана Дмитриева, сторожа при пожарном сарае, что Катерина Ивановна одна на белом свете. (3)Дочь Настя вот уже четвёртый год как не приезжает – забыла, значит, мать, а дни у Катерины Ивановны считанные. (4)Не ровён час, так и умрёт она, не повидав дочери, не приласкав её, не погладив её русые волосы «очаровательной красоты» (так говорила о них Катерина Ивановна).

(5)Настя присылала Катерине Ивановне деньги, но и то бывало с перерывами. (6)Как Катерина Ивановна жила во время этих перерывов, никому не известно.

(7)Однажды Катерина Ивановна попросила меня проводить её в сад, где она не была с ранней весны, всё не пускала слабость.

(8)– Дорогой мой, – сказала Катерина Ивановна, – уж вы не взыщите с меня, со старой. (9)Хочется мне вспомнить прошлое, напоследок посмотреть сад. (10)В нём я ещё девушкой зачитывалась Тургеневым. (11)Да и кое-какие деревья я посадила сама.

(12)Она одевалась очень долго. (13)Надела старый тёплый салопчик, тёплый платок и, крепко держась за мою руку, медленно спустилась с крылечка.

(14)Уже вечерело. (15)Сад облетел. (16)Палые листья мешали идти. (17)Они громко трещали и шевелились под ногами, на зеленеющей заре зажглась звезда. (18)Далеко над лесом висел серп месяца.

(19)Катерина Ивановна остановилась около обветренной липы, оперлась о неё рукой и заплакала.

(20)Я крепко держал её, чтобы она не упала. (21)Плакала она, как очень старые люди, не стыдясь своих слёз.

(22)– Не дай вам бог, родной мой, – сказала она мне, – дожить до такой одинокой старости! (23)Не дай вам бог!

(24)Я осторожно повёл её домой и подумал: как бы я был счастлив, если бы у меня была такая мама!

(по К.Г. Паустовскому)

Какая проблема не затрагивается К.Г.Паустовским?

проблема отцов и детей;

проблема материнской любви;

проблема одиночества;

проблема старости.

Текст №2. Выразительно прочитайте текст:

Орел и воробьи. Сказка-притча.

(1) Однажды на ферму, где жила стая воробьев, залетел Орел. (2) Воробьи слетелись посмотреть на царя птиц и послушать, что он скажет. (3) И стал рассказывать Орел о других мирах и иной жизни. (4) Слушали, слушали воробьи, но ничего понять не могли. (5) Тогда вышел вперед один воробей и сказал: “Сказываешь ты об интересном, но чуждом нам. Ты бы лучше рассказал о фермах и о том, как протекает жизнь в этих прекрасных местах”.

(6) Окинул Орел своим зорким оком окрестность и увидел огромную ферму, в загонах которой толкались толстые, грязные, хрюкающие животные. (7) Одни утаптывали грязь или валялись в ней, другие толкались у кормушек, чавкали и визжали.

(8) И сказал тогда Орел воробьям:

– Я считал воробьев птицами, ибо они наделены крыльями и способны летать, потому и прилетел к вам, чтобы рассказать о других мирах и позвать с собой в неведомые дали, к непостижимым высотам. (9) Но нашел я, к сожалению, не птиц, а существ с крыльями, которые используют Божий дар, чтобы где-нибудь и как-нибудь перебиться. (10) И летают они не на просторах необъятных, а в загонах, и видят они не миры чудесные, а свинарники, и живут они не с себе подобными, а со стадом свиней. (11) И недостойны они носить гордое имя птицы, ибо нет устремления в их крыльях, в их взоре и в их сердце.

(12) Возмутились такими речами воробьи, тучей взметнулись над Орлом и давай клевать его. (13) Расправил тогда Орел крылья, взмыл в небо и растворился в его высотах, только и донеслось до земли: “Короткое крыло – низкий полет”…

(14) А воробьи вернулись к своим гнездам под крышей фермы и снова защебетали в кустах.

(15) Даны человеку глаза, но дальше желаний тела они не видят. (16) Дан человеку разум, но дальше взгляда человеческого он не устремляется.

Какая проблема затрагивается в сказке-притче?

В чем цель и смысл жизни?

Обывательская, мещанская жизнь – это настоящая жизнь.

Столкновение двух крайних точек зрения на цель и смысл жизни.

Жизнь, наполненная смыслом, есть подлинная, достойная жизнь

Задание: напишите вступление и сформулируйте проблему по одному из предложенных текстов

Задание для группы №2

Формулируем проблему, обсуждаемую автором исходного текста.

Текст№1. Выразительно прочитайте текст:

(1) Есть много книг о «хороших манерах». (2) Эти книги объясняют, как держать себя в обществе, в гостях и дома, со старшими и младшими, как говорить и как одеваться. (3) Но люди обычно мало черпают из этих книг. (4) Происходит это, я думаю, потому, что в книгах о хороших манерах редко объясняется, зачем нужны хорошие манеры.

(5) Что же лежит в основе руководства для приобретения хороших манер? (6) Простое ли это собрание «рецептов» поведения?

(7) В основе всех хороших манер лежит одна забота — о том, чтобы человек не мешал человеку, чтобы все вместе чувствовали себя хорошо.

(8) Надо уметь не мешать друг другу. (9) Поэтому не надо шуметь. (10) Поэтому не надо чавкать, звонко класть вилку в тарелку, громко говорить за обедом. (11) Не надо говорить с набитым ртом, чтобы у соседей не было опасений.

(12) И не надо класть локти на стол — опять-таки, чтобы не мешать соседу. (13) Быть опрятно одетым надо потому, что в этом сказывается уважение к другим: на вас не должно быть противно смотреть.

(14) Как видите, в так называемых хороших манерах есть глубокий смысл. (15) И воспитывать в себе нужно не столько манеры, сколько то, что выражается в них — бережное отношение к людям, к природе.

(16) Надо не запоминать сотни правил, а запомнить одно — необходимость уважительного отношения к другим. (17) А тогда манеры сами придут к вам, придет память на правила хорошего поведения, желание и умение их применять.

(По Д. Лихачеву)

Какова основная проблема прочитанного текста?

проблема чтения;

проблема поведения за столом;

проблема этики, хороших манер;

проблема бережного отношения к людям, к природе.

Текст №2. Прочитайте выразительно текст:

(1)Выросла рябинка при дороге.

(2)Она выросла случайно, незаконно, пристроилась на обочине, у высокого дощатого забора. (3) Все тянулась к свету и вот поднялась, долговязая, как подросток, угловатая и милая, мотая на ветру кудрявой головой.

(4)Наступил август. (5)Тонкие ветки рябины согнулись под тяжестью пышных богатых гроздьев, ярко и празднично окрашенных. (6)Деревце запылало, как костер на юру. (7)Хороша была рябинка и в погожий день, когда гроздья смеялись навстречу солнцу, и после дождя, когда каждая ягода дрожала в капле воды и ветки застенчиво протягивали свои добрые длинные листья, склеенные, как пальцы после крепкого рукопожатия.

(8)Шла мимо девочка. (9)Увидела рябинку, поахала.

(10) — Возьму-ка я одну веточку. (11)Одна веточка — это ведь так мало, ничего с деревцем не случится.

(12)И она была по-своему права.

(13)Ехал на машине усатый дядька.

(14) — Ух ты… (15)Прямо картинка… (16)Шикарно!

(17)Он остановил машину, вылез из-за руля. (18)Ветки рябины так и затрещали под его сильной рукой.

(19) — Вот какая стоит богатая, небось, не обеднеет, если я прихвачу для жинки две-три ветки.

(20)Что ж, он был по-своему прав.

(21)Под вечер шли туристы.

(22) — Хорошая рябинка, правда, ломаная. (23)Ну, Зинка, чур, всем по одной ветке. (24)3ря не брать, слышишь, Витька, только по одной! (25)Мы народ организованный, должны подавать пример…

(26)Шел в сумерках влюбленный.

(27) — Эх, какое дерево искорежили, смотреть больно. (28)Бездушные люди, не умеют беречь красоту!

(29)На рябинке горела одна-единственная яркая кисть, которую никто, видимо, не смог достать. (30)Влюбленный был высокого роста, он встал на цыпочки и сумел-таки дотянуться.

(31) — Все равно последняя кисть, она уже дереву не поможет… (32)А Люсенька обрадуется.

(33)На другой день приехал хозяйственник.

(34) — Что это еще за уродец? — строго спросил он, наткнувшись на рябинку.(35) — Убрать. (36)Срубить. (37)А то весь вид портит.

(38)И он по-своему был прав.

(39)В этой истории все правы. (40)Виноватых нет. (41)Но и рябинки тоже нет. (По Н. Соколовой)

Какова центральная проблема, поставленная автором в данном тексте?

проблема взаимоотношений человека и природы;

проблема ответственности каждого за свои поступки;

проблема умения ценить красоту;

проблема состояния окружающей среды.

Задание: напишите вступление и сформулируйте проблему по одному из предложенных текстов.