Цель:
Формировать навык правописания падежных окончаний в предложном падеже.
Обобщать знания о предложном падеже, научить правильно употреблять предлоги о, об.
Развивать устную и письменную речь учащихся, мышление, навыки чтения, кругозор, внимательность.
Воспитать любовь к природе.
Ход урока
1. Оргэтап
Отчет дежурного
Я (Ф.И. учащегося ) дежурная по классу. Мне …. лет, я учусь в 5 «Б» классе. Сегодня на уроке присутствуют все, отсутствующих нет.
Сегодня января, день недели – . Погода сегодня_____________.
Этап проверки домашнего задания
Примечание. Учебник Жанпеисова У.А.Кожакеева Ш.Т. Русская речь: учебник для 5 класса общеобразовательных школ с казахским языком обучения. 3-е издание, доработанное. – Алматы: Атамура, 2010. – 256
Этап проверки знаний
Работа с карточками.
Вставьте О или Е
волчиц…й, скворц…м, месяц…м, зайц…м, малыш…м, лисиц…й, меч…м, груш…й, кирпич…м, ключ…м, кольц..м, задач…й, свеч…й, пшениц…й, огурц…м. нож…м, учительниц…й, лестниц…й, луж…й, камыш…м.
Этап подготовки к активному усвоению знаний
Тренировка памяти:
– Я продиктую три слова, а вы постарайтесь их запомнить и записать.
Зима, осина, береза
Шапка, пушистый, летит
Декабрь, мороз, коньки
Одежда, пальто, улица
Придумайте по одному словосочетанию с любым из записанных слов. (по цепочке)
Отгадай загадку:
Гость гостил
Мост мостил
Без топора
Без клиньев. (Мороз.)
– Подберите родственные слова с корнем мороз.
Мороз, морозец, морозище, заморозки, изморозь, морозный, морозить.
– Разберите по составу слова заморозки, морозный.
– Я прочитаю предложение, а вы должны назвать слова, близкие по значению к слову мороз.
Синонимы:
Подула зима холодом, шлет мороз за морозом.
Скоро выйдут муравьи после зимней стужи.
Антонимы: Противоположные слова: мороз– жара, зной.
– Когда так говорят: “Мороз по спине пробежал”.
Проверка усвоения изученных падежей
– Вы любите зимой играть, кататься, гулять… (Слайд 3)
Придумайте к глаголам существительные и поставьте к ним вопросы. Определи падеж существительного.
Гулять (?) по ___________ (Д.п.)
Играть (?) с ____________ (Т.п.)
Катать (?) у ____________ (Р.п.)
Лепить (?) _____________ (В.п.)
– О каком падеже мы не рассказывали? И.п.
– Расскажи об И.п.
5. Этап объяснения новой темы
На уроке я скучаю.
Что ж, я лучше помечтаю.
Очень я люблю мечтать!
Вот бы мне царевной стать!
Я мечтаю о короне:
Буду в ней сидеть на троне.
Я мечтаю о слоне
Чтоб кататься при луне
Я мечтаю о сережках
Я мечтаю о сапожках
Вечерами в полумгле
Я мечтаю об орле:
Буду с ним летать на воле.
Буду я учиться в школе…
Ой, мечтаю я уже….
О Предложном падеже!
– Расскажи о падеже по плану:
Почему падеж получил такое название?
Вопросы падежа.
Слово-помощник (думаю, говорю)
Предлоги (о, об, в, во, на, при)
Проверим по учебнику. Чтение параграфа 33 на странице 122.
Физминутка
5 весёлых астрономов
На Луну сейчас спешат.
Мы ж сыграем в космонавтов
Пусть все люди поглядят!
Встали дружно из- за парт
И шагает каждый ряд.
А потом бежим на месте
Прыгнем вверх от новой вести
Новость эта такова:
Космонавтам спать пора (сели на корточки – «спят»)
Спи глазок и спи другой,
Будешь долго молодой.
Космонавты все проснулись,
Астронавтам улыбнулись,
Подтянулись высоко,
Сели тихо и легко.
6. Этап закрепления новой темы
Задание № 1. работа у доски. Поставьте существительные в предложный падеж
Плыли на (лодка, пароход, льдина),
купались в (речка, озеро),
жили в (палатка, домик, квартира),
ехали на (поезд, трамвай, машина),
работали на (фабрика, завод, пристань),
читали о (космос, лето, смелость),
говорили об (Ольга, Ирина, Андрей).
Чтение текста из упражнения 281
1) Просклоняйте слова:
1 в. – елка.
2 в.– снегурочка.
Если останется время
Диктант: Найди существительное и определи их падеж.
Солнце осветило поляну тусклым светом. Над поляной кружится хоровод снежинок. Елочки дремали. Снег осыпался с лохматых лап, а бездельник ветер сметал его с верхушек.
взаимопроверка
падеже.
7. Обобщение
– О чем говорили на уроке?
– Что нового узнали?
8. Итог урока. Выставление оценок
9. Домашнее задание. Параграф 33. упражнение 286, 287