УТВЕРЖДАЮ
Директор школы: ______________
«__» _____________ 200_ г.
План – конспект
проведения урока по начальной военной подготовке по разделу
ВОЕННАЯ ТОПОГРАФИЯ с учащимися 11 класса.
Тема: Понятие о топографической карте. Работа с картой.
Учебная цель: Изучение учащимися масштабного ряда топографических карт. Дать учащимся определения масштаба карты, затем последовательно рассказать о численных и линейных масштабах карт и их величинах.
Воспитательная цель: Воспитать у учащихся аккуратность, дисциплинированность в выполнении порученных заданий.
Время. ______
Метод. Рассказ.
Место проведения занятий. Кабинет НВП.
Руководство и пособия. Учебник по НВП.
Учебные вопросы.
1. Понятие о топографической карте.
2. Работа с картой.
Ход занятия
Вводная часть 15 мин.
А) Построение взвода и проверка внешнего вида 5 мин.
Б) Проверка домашнего задания 10 мин.
Основная часть 30 мин.
Вступление 5 мин.
Цель темы — это изучение учащимися масштабного ряда топографических карт. Следует дать учащимся определение масштаба карты, затем последовательно рассказать о численных и линейных масштабах карт и их величинах.
Изложение основного материала 20 мин.
Упрощенно масштаб — это отношение длины линии на карте (плане) к длине соответствующей линии на местности.
Масштаб может быть выражен в числовой форме (численный масштаб) или в графической (линейный и поперечный масштабы) — в виде графика. Расстояния по карте измеряют, пользуясь обычно численным или линейным масштабом. В учебнике показаны образцы оформления численного и линейного масштабов на топографических картах и планах городов.
Численный масштаб — это масштаб карты, выраженный дробью, числитель которой — единица, а знаменатель — число, показывающее, во сколько раз уменьшены на карте горизонтальные линии местности. Чем меньше знаменатель, тем крупнее масштаб карты. Например, масштаб 1:25 000 показывает, что все линейные размеры элементов местности при изображении на карте уменьшены в 25 000 раз.
Расстояние на местности в метрах и километрах, соответствующее 1 см на карте, называется величиной масштаба. Она указывается на карте под численным масштабом.
При пользовании численным масштабом расстояние, измеренное на карте в сантиметрах, умножают на знаменатель численного масштаба в метрах. Например, на карте масштаба 1:50 000 расстояние между двумя местными предметами равно 4,7 см, на местности оно будет 4,7 х 500 = 2350 м. Если расстояние, измеренное на местности, необходимо отложить на карте, то его надо разделить на знаменатель численного масштаба. Например, на местности расстояние между двумя местными предметами составляет 1525 м. На карте масштаба 1 : 50 000 оно будет 1525: 500 = 3,05 см.
Линейный масштаб представляет собой графическое выражение численного масштаба. На шкале линейного масштаба оцифрованы отрезки, облегчающие процесс измерения расстояний, так как не требуется производить вычисления.
Заключительная часть 5 мин.
1. Напомнить тему, цели урока и как они достигнуты.
2. Выделить лучшие ответы и недостатки по контрольному опросу
3. Объявить раздел и тему следующего занятия.
4. Задание на дом.
1. Понятие об ориентировании.
2. Определение своего местонахождения относительно сторон
горизонта, небесных светил и местных предметов.
3. Доклад о своём местонахождении.
Преподаватель-организатор НВП: _________________________________