Цели: повторить условия постановки знаков препинания в конструкциях со сравнительным союзом; отработать умения правильно оформлять предложения с союзом как; повторить орфограммы в корнях и приставках; воспитание языкового чутья.
Тип урока: урок закрепления.
Оборудование: таблицы, карточки, тесты.
Ход урока.
I. Лексическая разминка.
— Объясните значения слов.
Деструктивный, криминогенный, альянс, коммюнике, транснациональный, девальвация, консолидация, консенсус, маргинал.
II. Интерактивная беседа по усвоению нового материала.
(По ходу беседы учащиеся записывают предложения в тетрадях и анализируют их, графически выделяя знаки препинания.)
Перед союзом «как» запятая ставится в следующих случаях.
1. Если оборот обозначает уподобление («как» в значении «подобно»). Например: Вокруг высокого чела, как тучи, локоны чернеют (А. Пушкин); Как чайка, парус там белеет в высоте (А. Фет).
2. Если сравнительному обороту предшествует указательные слова так, такой, тот, столь. Например: Нигде при взаимной встрече не раскланиваются так благородно и непринужденно, как на Невском проспекте (Н. Гоголь); Черты лица его были те же, как и у сестры (Л. Толстой).
3. Если сравнительный оборот начинается сочетанием как и. Например: К Москве, как и ко всей стране, я чувствую свою сыновность (К. Паустовский).
4. Если оборот выражается сочетаниями как всегда, как нарочно, как обычно, как исключение, как правило, как прежде, как сейчас, как теперь. Например; Вижу, как теперь, своего хозяина (А. Пушкин).
Запятая не ставится в следующих случаях.
1. Если сравнительный оборот имеет в качестве основного значение обстоятельства образа действия и может быть заменен творительным падежом существительного или наречием. Например: Как град посыпалась картечь (М. Лермонтов) (ср.: посылалась градом); Как демон коварна и зла (М. Лермонтов}.
2. Если союз «как» имеет значение «в качестве». Например: Богат, хорош собою, Ленский везде был принят как жених (А. Пушкин); Полученный ответ рассматривается как согласие (В.Ажаев).
3. Если сравнительный оборот характеризует лицо или предмет с какой-либо одной стороны. Например: Читающая публика успела привыкнуть к Чехову как юмористу (К. Федин).
4. Если оборот образует именную часть составного сказуемого или по смыслу тесно связан со сказуемым, которое без сравнительного оборота не имеет законченного смысла. Например: Отец и мать ей как чужие (И. Добролюбов); Все относились к Ване как к своему человеку (М. Пришвин).
5. Если сравнительному обороту предшествует отрицание не или слова совсем, совершенно, почти, именно, прямо, просто, точь-в-точь. Например: Я воспитал в себе это чувство праздника не как чувство отдыха… (М Пришвин).
6. Если сравнительный оборот или все сочетание с ним имеет характер устойчивого сочетания, например: беречь как зеницу ока (как святыню); бросился как безумный; глуп как пробка; пошел ко дну как камень.
III. Закрепление.
Чтение § 90, выполнение упражнения 443 (объяснить знаки препинания).
Итог урока.
V. Домашнее задание.
1. Упражнение 442 (1- 9 предл.).
2. § 90.
I. В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква?
абон..мент,г..неалогическое (древо), соч..тать
посв..тить (фонарём), д..алект, подн..мающий
нащ..пать (травы), д..ректива, пост..ливший
уяс..нить, ревнос..ный, завис..ник
В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква?
бал..нсировать, рез..нанс, безотл..агательно
ав..нгардный, неприк..саемый, п..норама
оз..рённый, к..снуться, мент..литет
кос..ноязычие, выплес..нуть, тягос..ное (молчание)
В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква?
оз..ряющий, об..няние, уд..литься
взр..ление, ар..матизированный, осл..бев
мин..атюрный, пож..мать, приор..тет
голлан..ский, докла..чик, пира..ский
В каком ряду во всех трёх словах пропущена буква О?
расп..ложение, к..лыхаясь, зап..здалый
предст..вление, отгор..диться, оп..лчение
бл..гоухать, ст..рожевой, пл..вец
г..рячий, прип..сённый, пап..ротник
В каком ряду во всех трёх словах пропущена буква И?
оп..раться, нер..шительный, ген..альный
бл..стая, изр..дка, од..ночество
прип..ваючи, выч..слительный, прот..рать
не прид..райся, воскл..цание, ож..влённый
В каком ряду во всех трёх словах пропущена буква А?
сокр..тить, скл..нение, вд..ли
оз..рить, ск..кун, безобл..чный
ум..лчание, м..як, к..саясь
экск..ватор, обв..рожительный, пог..сить
В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?
ун..чтожать, мет..орология, прот..реть
ут..шение, раскр..снеться, д..лёкий
раст..рание, апл..дировать,ут..лщённый
г..ризонт, соед..нить, бл..стательный
Вставьте пропущенные буквы и объясните правописание корней.
Ди..пазон, ант..гонизм, п..ролон, д..кламировать, ур..внение, выр..стить, впл..тную, ут..пический, р..птать, подп..рая, в..ртуоз, хр..зантема, вн..мательно, бог..атейший, выр..зительность, прик..снуться, оф..рмление, разно..бразие, хар..ктеризовать, отл..чительный, л.