Тема: (Орфография.) Конструкции с союзом КАК.

0
443

Цели: повторить условия постановки знаков препинания в конструкциях со сравнительным союзом; отработать умения правильно оформлять предложения с союзом как; повторить орфограммы в корнях и приставках; воспитание языкового чутья.

Тип урока: урок закрепления.

Оборудование: таблицы, карточки, тесты.

Ход урока.

I. Лексическая разминка.

— Объясните значения слов.

Деструктивный, криминогенный, альянс, коммюнике, транснациональный, девальвация, консолидация, консенсус, маргинал.

II. Интерактивная беседа по усвоению нового материала.

(По ходу беседы учащиеся записывают предложения в тетрадях и анализируют их, графически выделяя знаки препинания.)

Перед союзом «как» запятая ставится в следующих случаях.

1. Если оборот обозначает уподобление («как» в значении «подобно»). Например: Вокруг высокого чела, как тучи, локоны чернеют (А. Пушкин); Как чайка, парус там белеет в высоте (А. Фет).

2. Если сравнительному обороту предшествует указательные слова так, такой, тот, столь. Например: Нигде при взаимной встрече не раскланиваются так благородно и непринужденно, как на Невском проспекте (Н. Гоголь); Черты лица его были те же, как и у сестры (Л. Толстой).

3. Если сравнительный оборот начинается сочетанием как и. Например: К Москве, как и ко всей стране, я чувствую свою сыновность (К. Паустовский).

4. Если оборот выражается сочетаниями как всегда, как нарочно, как обычно, как исключение, как правило, как прежде, как сейчас, как теперь. Например; Вижу, как теперь, своего хозяина (А. Пушкин).

Запятая не ставится в следующих случаях.

1. Если сравнительный оборот имеет в качестве основного значение обстоятельства образа действия и может быть заменен творительным падежом существительного или наречием. Например: Как град посыпалась картечь (М. Лермонтов) (ср.: посылалась градом); Как демон коварна и зла (М. Лермонтов}.

2. Если союз «как» имеет значение «в качестве». Например: Богат, хорош собою, Ленский везде был принят как жених (А. Пушкин); Полученный ответ рассматривается как согласие (В.Ажаев).

3. Если сравнительный оборот характеризует лицо или предмет с какой-либо одной стороны. Например: Читающая публика успела привыкнуть к Чехову как юмористу (К. Федин).

4. Если оборот образует именную часть составного сказуемого или по смыслу тесно связан со сказуемым, которое без сравнительного оборота не имеет законченного смысла. Например: Отец и мать ей как чужие (И. Добролюбов); Все относились к Ване как к своему человеку (М. Пришвин).

5. Если сравнительному обороту предшествует отрицание не или слова совсем, совершенно, почти, именно, прямо, просто, точь-в-точь. Например: Я воспитал в себе это чувство праздника не как чувство отдыха… (М Пришвин).

6. Если сравнительный оборот или все сочетание с ним имеет характер устойчивого сочетания, например: беречь как зеницу ока (как святыню); бросился как безумный; глуп как пробка; пошел ко дну как камень.

III. Закрепление.

Чтение § 90, выполнение упражнения 443 (объяснить знаки препинания).

Итог урока.

V. Домашнее задание.

1. Упражнение 442 (1- 9 предл.).

2. § 90.

I. В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква?

абон..мент,г..неалогическое (древо), соч..тать

посв..тить (фонарём), д..алект, подн..мающий

нащ..пать (травы), д..ректива, пост..ливший

уяс..нить, ревнос..ный, завис..ник

В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква?

бал..нсировать, рез..нанс, безотл..агательно

ав..нгардный, неприк..саемый, п..норама

оз..рённый, к..снуться, мент..литет

кос..ноязычие, выплес..нуть, тягос..ное (молчание)

В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква?

оз..ряющий, об..няние, уд..литься

взр..ление, ар..матизированный, осл..бев

мин..атюрный, пож..мать, приор..тет

голлан..ский, докла..чик, пира..ский

В каком ряду во всех трёх словах пропущена буква О?

расп..ложение, к..лыхаясь, зап..здалый

предст..вление, отгор..диться, оп..лчение

бл..гоухать, ст..рожевой, пл..вец

г..рячий, прип..сённый, пап..ротник

В каком ряду во всех трёх словах пропущена буква И?

оп..раться, нер..шительный, ген..альный

бл..стая, изр..дка, од..ночество

прип..ваючи, выч..слительный, прот..рать

не прид..райся, воскл..цание, ож..влённый

В каком ряду во всех трёх словах пропущена буква А?

сокр..тить, скл..нение, вд..ли

оз..рить, ск..кун, безобл..чный

ум..лчание, м..як, к..саясь

экск..ватор, обв..рожительный, пог..сить

В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?

ун..чтожать, мет..орология, прот..реть

ут..шение, раскр..снеться, д..лёкий

раст..рание, апл..дировать,ут..лщённый

г..ризонт, соед..нить, бл..стательный

Вставьте пропущенные буквы и объясните правописание корней.

Ди..пазон, ант..гонизм, п..ролон, д..кламировать, ур..внение, выр..стить, впл..тную, ут..пический, р..птать, подп..рая, в..ртуоз, хр..зантема, вн..мательно, бог..атейший, выр..зительность, прик..снуться, оф..рмление, разно..бразие, хар..ктеризовать, отл..чительный, л.