Тема: Обращения. Предложения с междометиями, утвердительными, отрицательными и вопросительными словами.

0
567
текстуры

Цели: повторить и обобщить знания учащихся о конструкциях, грамматически не связанных с предложением; отработать умение

выделять их на письме; воспитание языкового чутья.

Тип урока: урок-практикум.

Оборудование: таблицы, карточки, тесты.

Ход урока.

I. Проверочная работа.

Списать текст упражнения 452, расставить знаки препинания, указать вводные конструкции и их значение, выполнить синтаксический разбор первого предложения.

II. Повторение по теме “Обращение”.

1. Беседа с классом.

– Что называется обращением?

– Что такое риторическое обращение?

– Какие стилистические разновидности обращений вы еще знаете? (Обращения-тропы: метафоры, метонимия, ирония.)

Определите вид тропа в следующих обращениях.

1. Послушайте, кладбище законов, как вас еще называет генерал…

2. Смерть, а Смерть, еще мне дашь сказать одно словечко? (А. Твардовский)

3. Отколе, умная, бредешь ты, голова? (И. Крылов)

Какими знаками препинания выделяются обращения?

– Место обращения в предложении.

– Из скольких слов может состоять обращение?

2. Чтение §91. выполнение упражнений 444 (устно), 446 (письменно).

III. Знакомство с теоретическим материалом по теме “Знаки препинания при междометиях, словах-предложениях».

Чтение §93, Задание: составить предложения с междометиями, словами-предложениями, с вопросительными и восклицательными словами.

Выполнить упражнение 461. Один из учащихся комментирует постановку знаков препинания на оценку.

IV. Закрепление.

Тест.


1. Укажите неверное утверждение.

а) обращения произносятся с особой звательной интонацией;

б) обращения имеют форму именительного падежа;

в) обращения могут быть выражены только одушевленными существительными;

г) обращения могут выделяться запятыми и восклицательным знаком.

2. Найдите предложения с обращением (знаки препинания не расставлены).

а) Жизнь моя ничуть не стала тише.

б) Поклон-привет тебе он шлет моя любимая.

в) Тополи скорей идите во поле.

г) Ясени родную степь украсили.

д) Дорога нас в дальние дали зовет.

е) Куда меня знакомая дороженька ведет?

ж) Пожелай мне доброго пути.

3. Укажите предложения с распространенным обращением (знаки препинания не расставлены).

а) О жизнь моя как ты мне дорога!

б) Сыпь ты черемуха снегом.

в) Распахни мне объятья свои густолистый развесистый лес!

г) Мы старые друзья с тобою ветер.

д) Пой гармоника вьюге назло.

е) Откуда ж приятель песня твоя?

ж) Про родимый край баян сыграй.

4. Найдите предложения, в которых неверно расставлены знаки препинания.

а) Люди мира, на минуту встаньте!

б) Ты прощай любимый, уходи хороший, по дороге длинной.

в) Хорошая, любимая, родная, мы друг от друга далеко живем.

г) Не улетай, лебедушка, не отцветай, черемуха.

д) Сыны снегов, сыны славян, зачем вы мужеством упали?

е) Милый, мой друг, добрый, мой друг, людям так хочется мира.

5. Укажите неверное утверждение.

а) вводные слова не являются членами предложения;

б) вводные слова могут выделяться скобками или тире;

в) вводные предложения могут выделяться запятыми;

г) междометия могут выделяться запятыми с двух сторон.

6. Найдите примеры, в которых выделенные слова являются вводными (знаки препинания не расставлены).

а) Ночью весь мир огромный кажется проще.

б) Правда с годами мои стихи делались менее нарядными.

в) К счастью на берегу никого не было.

г) Лежали тихие снега. Вдруг как пошла крутить пурга!

д) Одни только звезды как будто радовались первому морозу.

7. Укажите примеры, в которых неверно расставлены знаки препинания.

а) Лес с каждой минутой менял краски, и, наконец, стемнело.

б) Мы простимся с тобой у порога, и быть может навсегда.

в) Здесь возможны, а может быть, и неизбежны всякие чудеса.

г) Ночью вероятно было прохладно, и окна отпотели.

д) В сущности, я так мало написал в своей жизни.

е) Призыв твой, стало быть, пал на почву, всегда взрыхлённую

8. Найдите предложения, в которых есть междометия.

а) О камни плещется зеленая вода.

б) О как в предвиденье разлуки взор обостряется у нас.

в) О дорожные камни изранены ноги босые.

г) О какая суровая, какая длинная зима,

д) О я хочу безумно жить.

е) О людях говорить при жизни надо.

ж) О нашей любви говорить мы не будем.

9. Укажите примеры, в которых слова да и нет являются самостоятельными предложениями и требуют обособления.

а) Мы – гуманисты да!

б) Нет не по книгам мы узнавали твои. История, дела.

в) Отмечен был огнем да гарью суровый сорок первый год.

г) Да здравствует счастье человека на земле!

д) Нет счастья вне родины, каждый пускает корни в родную землю.

е) Нет не забудет никто никогда школьные годы.

ж) Нет я был слишком счастлив.


V. Итог урока.

VI. Домашнее задание.

1. §91,93.

2. Упражнение 460.

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите свой комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь