Цель:
1. способствовать формированию понятия корень, как главной значимой части однокоренных родственных слов;
2. способствовать развитию умений учащихся выделять в словах корень, подбирать однокоренные слова; способствовать расширению словарного запаса учащихся, развитию внимания.
3. Воспитание любви к природе
Ход урока
Оргэтап
Этап проверки домашнего задания
Примечание. Учебник Жанпеисова У.А.Кожакеева Ш.Т. Русская речь: учебник для 5 класса общеобразовательных школ с казахским языком обучения. 3-е издание, доработанное. – Алматы: Атамура, 2010. – 256
Этап проверки зананий
№1 Спиши слова. Применяй правила жи-ши, ча-ща, чу-щу. Подчеркни правила.
Лыж.., маш..на, кувш..н, уж..н, туч.., площ..дка, задач..,
ч..щ.., щ.ка, ч.до, ч.лки, ч.жой.
№2 Вспомни правила. Прочитай и подумай , где ошибки.
Спиши без ошибок.
Луна освещяла лесную чящю. В траве трещяли кузнечики.
Этап подготовки к активному усвоению знаний
– Всё на свете из чего-нибудь состоит: облака – из множества водяных капелек, лес – из деревьев. Речь состоит из предложений, а предложения из слов. Слова сделаны из своего “строительного” материала. И каждый из “кирпичиков” вносит в слово свою часть смысла – “смыслиночку”. А может кто-нибудь из вас уже знает и скажет, как называется “главный кирпичик” слова – главная его часть? (Корень)
– Правильно. Корень. Но слово корень – многозначное. Где в жизни вы уже встречались с этим словом? (Подземная часть растений, внутренняя часть зуба, волоса, ногтя.)
– У всех этих слов есть общее значение – они важная часть своих предметов. А мы будем говорить о корне как части слова.
Работа с наглядным материалом. – упражнение № 142. чтение сначала учиетлем, потом учениками
– Много-много лет тому назад появилось одно слово. Нашли его люди и думают: “Что с ним делать?” А слово это и говорит: “Посадите меня, и я разрастусь в большое красивое дерево”.
– Записываем слова на доске и в тетрадях. (лететь, прилететь, улететь, вылететь, полететь, перелететь, перелетная)
– Чем же похожи эти слова? Какая часть в этих словах будет корнем? (лет.)
– Правильно, корень лет и выделяется корень дугой. (Выделяем.)
– А попробуйте прочитать только корень. (Читают.)
– Вы поняли, что означает это слово? (Да.)
– А попробуйте закрыть корень и прочитать оставшиеся части. (Читают.)
– Ясен ли смысл слов? (Нет.)
– Какой же мы сделаем вывод, что такое корень? (Ответы детей.)
– Правильно, корень – это главная часть слова. В корне заключён смысл слова. От него “растут” другие слова.
– А теперь прочитаем в учебнике о корне на стр. 63. (Чтение правила вслух.)
– Кто понял и сможет рассказать, что такое корень? (Ответы детей.)
Этап объяснения новой темы
Слово учителя
Корнем слова называется общая часть родственных слов. Поэтому слова, которые имеют общую часть и сходны по смыслу, называются однокоренными.
Сад – посадил, рассада, посадка, садовод, садовник
Однокоренные слова надо отличать от разных форм одного и того же слова.
Входить, вход, входной – это однокоренные слова.
Вход, у входа – это разные формы одного и того же слова.
При образовании однокоренных слов получается слова с различным лексическим значением, например: звонить, звонкий, перезвон.
Чтение параграфа на странице 63. конспект в тетрадь для правил.
Этап закрепления новой темы
Упражнение № 144, № 145 устно.
Задание № 1
Упражнение в выделении корня в однокоренных словах. (На доске два плаката.)
– Так же, как и кустов,
Корень слова есть у слов.
Будь внимателен к словам,
Отыщи в них корень сам.
– Спишите слова, выделите корень:
1 вариант:
Лес, лесок, лесной, лесник.
Цвет, цветок, цветной, цветник.
Лётчик, самолёт, полёт.
Ледяной, ледовый, лёд.
2 вариант:
Сад, посадка, посадил.
Род, родители, родил.
Ходит, выходка, ходы.
Трудовой, трудись, труды.
– Выделим корень на доске. (По одному ученику от каждого варианта.)
– Правильно ли выделили корень? У кого не было ошибок?
– Самопроверка.
Задание № 2
Дидактическая игра “Найди свой дом”.
– А сейчас мы поиграем. У меня три домика. В первом живёт корень земл, во втором – звер, в третьем – вод. У вас на столах карточки со словами. Прочитайте внимательно и найдите домик для своего слова.
– Начинаем заселять дома: (Дети по очереди прикрепляют свои слова.)
земл |
Звер |
Вод |
земляк |
зверь |
Вода |
землемер |
зверёк |
водолаз |
землячка |
озвереть |
водоём |
земляной |
звериный |
водяной |
приземлить |
Зверюшка |
водитель |
7. Этап рефлексии
8. Этап оценивания
9. Этап информированности о домашнем задании. Правило выучить. Упражнение № 149 на странице 65.