Тема: Эрозийные процессы. Экология территории.

0
597
явления

Урок № _____

Предмет география класс 7 дата ______

Цели:

Образовательная : ознакомить с эрозией, дать определение, охарактеризовать, меры по устранению эрозии почв.

Развивающая: мышление, речь, представление о эрозийных процессов.

Воспитательная: бережное отношение к Земле, любовь к изучению природы.

Тип урока: усвоение новых знаний

Оборудование: рисунки эрозийных процессов.

Ход урока:

1.Организационный момент (готовность к уроку)

2. Новая тема

Эрозия – разрушение, размыв горных пород и почв текучими водами. Один из осн. факторов формирования рельефа земной поверхности. Состоит из механического размыва почв и горных пород (собственно эрозия), химического растворения слагающего их материала (коррозия) и шлифовки дна русла водотока твёрдыми обломками пород, переносимых рекой (корразия). Размеры водной эрозии зависят от массы воды, переносимой потоком, и скорости его течения. Эрозия возрастает при увеличении объёма и укрупнении размеров взвешенных и влекомых наносов. Различают склоновую эрозию, вызываемую совокупной деятельностью талых и дождевых вод на всей поверхности склона, что приводит к его выравниванию и снижению, и линейную – овражную эрозию, интенсивно проявляющуюся на ограниченных участках местности и усиливающую их расчленённость. Между склоновой и линейной эрозией существуют промежуточные виды эрозии, в результате которых на склонах возникают зачаточные эрозионные ложбины – делли. В дальнейшем при развитии регрессивной, или пятящейся, эрозии формируются овраги, балки, долины и другие линейно вытянутые отрицательные формы рельефа. В пределах днищ речных долин русло и пойма активно развиваются под воздействием боковой и глубинной эрозий.

Ускоренная, или антропогенная, эрозия. Естественная эрозия обработала массивы суши и создала современный рельеф. Эрозионные процессы продолжаются и в настоящее время, но их скорость почти не заметна для человека, кроме, пожалуй, оползней, абразии морских побережий и русловой эрозии. Изменяя природную среду практически повсюду, где он поселяется, человек активизирует эрозионные процессы.
Главные причины ускорения темпов эрозии – неправильное ведение сельского хозяйства и перевыпас, что приводит к нарушению растительного покрова, а следовательно, к интенсификации процессов ветровой и водной эрозии. Дождевые потоки размывают рыхлые почвы даже на пологих склонах, и там маленькие промоины могут быстро превратиться в большие овраги.
Существует много способов борьбы с ускоренной эрозией. Посаженные через определенные интервалы ветрозащитные лесополосы снижают скорость ветра на небольшом расстоянии от них. Ветровая и водная эрозия значительно замедляются, если на зиму вплоть до ранней весны на полях остается стерня. Дождевой смыв может быть минимизирован при обработке земель не вдоль, а поперек склонов, однако на крутых склонах иногда предпочтительнее восстанавливать лесной покров.
Не только сельскохозяйственная, но и многие другие виды антропогенной деятельности активизируют эрозионные процессы. Например, в результате рубки лесов, если не проводятся последующие лесопосадки, обширные территории подвергаются ускоренной эрозии, а при добыче угля открытым способом остаются огромные отвалы из рыхлого грунта, уязвимые для дождевой эрозии

Экология — это познание экономики природы, одновременное исследование всех взаимоотношений живого с органическими и неорганическими компонентами среды… Одним словом, экология — это наука, изучающая все сложные взаимосвязи в природе, рассматриваемые Дарвином как условия борьбы за существование

Основные задачи и проблемы экологии. Основная задача Э. на современном этапе – детальное изучение количественными методами основ структуры и функционирования природных и созданных человеком систем. Изучение популяций – естественных совокупностей особей одного вида, являющихся одновременно элементами системы вида и системы биогеоценоза, показало (советский учёный Н. П. Наумов) наличие у них сложной иерархической структуры. В задачи популяционной Э. входит изучение пространственного размещения особей, возрастной, половой и этологической (поведенческой) структуры популяции. Центральное место занимает проблема динамики численности популяции и механизмов её регуляции, рассматриваемая как регулируемый процесс, в котором участвуют внутрипопуляционный (например, конкуренция за пищу) и биоценотический (воздействие хищников, паразитов, возбудителей заболеваний и эпизоотий) механизмы. Крупный вклад в популяционную Э. внёс советский учёный С. С. Шварц. Советским энтомологом Г. А. Викторовым показана закономерная смена регулирования механизмов в зависимости от уровня численности популяции. При исследовании регуляции численности млекопитающих большое внимание уделяется анализу взаимосвязанных поведенческих, физиологических и гормональных механизмов. Наибольшее внимание уделяется динамике численности популяций практически важных видов: вредителей сельского и лесного хозяйства, носителей и переносчиков возбудителей заболеваний, объектов рыбного и охотничьего промысла. Многие проблемы популяционной Э. решаются на модельных лабораторных популяциях различных организмов. Для оценки скорости роста популяции используются методы демографии, а также математического моделирования. Взаимосвязь генетического состава популяции и её экологических характеристик – одна из проблем эволюционной Э. Важное место занимает исследование взаимодействий популяций разных видов: конкуренции и хищничества. При наблюдении конкуренции используется понятие экологической ниши, для которого разрабатываются методы количественной оценки.

Закрепление: Определить где на территории села четко прослеживается эрозия, и какие меры надо принять для улучшения экологической обстановки села?

Домашнее задание ______________________