Тема: Измерение расстояний по карте.

0
1071
метод печати

УТВЕРЖДАЮ

Директор школы: ______________

«__» _____________ 200_ г.

План – конспект

проведения урока по начальной военной подготовке по разделу

ВОЕННАЯ ТОПОГРАФИЯ с учащимися 11 класса.

Тема: Измерение расстояний по карте.

Учебная цель: Дать учащимся понятия об измерении расстояния по карте.

Воспитательная цель: Воспитать у учащихся аккуратность, дисциплинированность в выполнении порученных заданий.

Время. _____

Метод. Рассказ.

Место проведения занятий. Кабинет НВП.

Руководство и пособия. Учебник по НВП.

Учебные вопросы.

1. Измерение расстояний по карте.

Ход занятия

Вводная часть 15 мин.

А) Построение взвода и проверка внешнего вида 5 мин.

Б) Проверка домашнего задания 10 мин.

Основная часть 30 мин.

Вступление 5 мин.

Измерение расстояний по карте

Измерения по линейному масштабу длинных прямых ли­ний выполняют с помощью циркуля-измерителя (рис. 90). Извилистые линии на карте измеряют по частям, для чего устанавливают раствор («шаг») циркуля-измерителя, равный 0,5—1 см, и таким «шагом» проходят по измеряемой линии, ведя счет перестановок ножек циркуля-измерителя. Остаток расстояния измеряют по линейному масштабу. Расстояние подсчитывают, умножив число перестановок циркуля на величину «шага» в километрах и прибавив к полученной величине остаток. Если нет циркуля-измери­теля, то его можно заменить полоской бумаги, на которой черточкой отмечают измеренное на карте или откладывае­мое на ней по масштабу расстояние.

Изложение основного материала 20 мин.

Сказанное необходимо сопровождать примером, показать на доске, как измеряются расстояния по карте. В качестве наглядного пособия можно изготовить карту в виде стенда. Стенд-карту можно использовать при изучении практи­чески всех тем военной топографии.

Для контроля усвоения учебного материала можно задать учащимся для устного ответа два-три вопроса. Убедившись, что ученики усвоили способы измерения по карте, желательно для закрепления знаний и приобретения начальных навыков предложить учащимся практическую работу для самостоятельного выполнения.

Практически изучаемые вопросы непосредственно связаны с решением тактических задач, поэтому ученикам необходимо определить практическую работу в виде тактического задания. Например: “Первый взвод в составе первой роты, совершив марш от исходного пункта (в качестве исходного пункта выберите по карте объект местности, укажите его на карте; возможно использование стенда-карты), должен сосредоточиться (время, дата) в намеченном районе (укажите на карте район сосредо­точения). Командиру первого взвода по карте измерить расстояние маршрута движения и доложить!”

Сначала желательно выбрать прямолинейное расстоя­ние, а затем маршрут постепенно должен усложняться. Учитель контролирует работу учеников, а при необходи­мости может оказать им помощь.

При работе с картой всегда придается большое значение точности. Учащимся необходимо рассказать о точности измерения расстояний.

Точность измерения расстояний. Точность измерения длины прямолинейных отрезков на топографической карте с помощью циркуля-измерителя не превышает 0,1 мм. Эта величина называется предельной графической точностью измерений, а расстояние на местности, соответствующее 0,1 мм на карте, – предельной графической точностью масштаба карты.

Графическая ошибка в измерении длины отрезка на карте зависит от деформации бумаги и условий измерения. Обычно она колеблется в пределах 0,5—1 мм. Чтобы исклю­чить грубые ошибки, измерение отрезка на карте надо вы­полнять два раза. Если полученные результаты не расхо­дятся более чем на 1 мм, то за окончательное значение длины отрезка принимают среднее из двух измерений.

Ошибки в определении расстояний по топографическим картам различных масштабов приведены в следующей таблице:

Масштаб карты

Предельная графическая ошибка, м

Средняя ошибка, м

1 25 000

2,5

12—25

1 50 000

5

25—50

1 100 000

10

50—100

1 200 000

20

100—200

1 500 000

50

250—500

1 1000 000

100

500-1000

Возможно использование другого метода вычислении действительного расстояния на местности. В табл. 6 учеб­ника даны поправочные коэффициенты для разных типов местности и масштабов карт. Используя данные таблицы, необходимо показать пример вычисления расстояний по карте. Например, измеренная по карте масштаба 1: 200 000 для холмистого района длина маршрута равна 60 км, а действительная длина его будет 60 х 1,15 = 69 км.

Заключительная часть 5 мин.

1. Напомнить тему, цели урока и как они достигнуты.

2. Выделить лучшие ответы и недостатки по контрольному опросу

3. Объявить раздел и тему следующего занятия.

4. Задание на дом.

1. Понятие об ориентировании.

2. Определение своего местонахождения относительно сторон

горизонта, небесных светил и местных предметов.

3. Доклад о своём местонахождении.

Преподаватель-организатор НВП: _________________________________

ИЗМЕРЕНИЕ РАССТОЯНИЯ ПО КАРТЕ