Тема: «Индия в XIX- нач. XX вв.»

0
1734
английский

Тема: «Индия в XIX- нач. XX вв.»

I. Опорный конспект.

В начале XIX в. Англия завершила колонизацию Индии. Ведущая роль в колонизации принадлежала Ост-Индской компании. Индийцев, служивших в английском войске, на. сипаями. Англичане отнимали княжества у правителей, запретили передавать власть приёмным наследникам, увеличивали поборы с населения, ввозили свои товары, чем способствовали обнищанию индийцев. Колониальное угнетение и национальный гнёт подстрекали на бунт местное население.

В 1857-59 гг. началось восстание сипаев. Движущие силы – крестьяне, ремесленники, сипаи. Повод- порох заворачивался в бумагу, смазанную свиным и коровьим маслом, чем пренебрегали религиозные традиции мусульман и индуистов. Сипаям не давали офицерский чин. Причина – колониальный и религиозный гнёт. Цель – восстановление положения Индии до колонизации. Результаты: роспуск Ост-Индской компании и Индия полностью попала под гнёт Великобритании. Сипаям разрешалось подняться до младшего офицерского чина. Местные богачи покинули ряды восставших и восстание пошло на спад. Религиозно-этнические разногласия способствовали поражению восстания. Административная власть была передана вице-королю. Открылось 3 университета, обучение в которых велось на англ. языке. Индия превратилась в рынок сбыта англ. товаров и источник сельхозсырья. Англичане заявили о невмешательстве в издревле сформированные традиции и обычаи.

Англичане начали вкладывать свой капитал в стр-во фабрик и заводов, дорог, банков, связь и т.д. Бомбей стал центром текстильной промышленности. Выросло число рабочих и служащих, составлявших средний социальный слой Индии.

Рост национального самосознания явился причиной форм-я нац-х движений. Образованные слои населения требовали проведения административных реформ. Либеральная группа образованных индийцев (те, кто получил высшее образование по европейскому образцу) боролась не за полную независимость, а за возможность иметь равные права с англичанами в управлении своей страной, боялись роста народных политических движений и получили название «умеренных». В 1885 г. Создали ИНК (Индийский национальный конгресс), в котором было 2 течения: либеральное и радикальное. Вождём радикального был Б. Тилак. Орудием борьбы радикалы избрали бойкот (свадеши). Бойкотировали английские товары.

В 80-е гг. XIX в. образовались мусульманские просветительские общества.

В 1905 г. Глава колониального правительства лорд Керзон принял решение о разделении Бенгалии на 2 части. В западной проживали индусы, а в восточной – мусульмане. Раскусив политику англичан «разделяй и властвуй», индийский народ поднял восстание под девизом «свадеши» («за свои товары») и «свараджа» («за свою власть»), оно охватило всю Индию, но было подавлено. В 1908 г. Б. Тилак попал в тюрьму. Столица Индии в 1911 г. была перенесена из Калькутты в Дели.

II. Контрольно-измерительные материалы.

1. Альтернативные (закрытые) тесты:


1. Сипаями в Индии называли:
А) Индийских солдат.
В) Иранских солдат.
С) Английских солдат.
Д) Индийских крестьян.
Е) Сикских экстремистов.
2. Укажите временные рамки восстания сипаев в Индии:
А) 1857-1858 гг. В) 1857-1867 гг. С) 1857-1859 гг.

Д) 1857-1860 гг. Е) 1857-1862 гг.
3. Центром текстильной промышленности в Индии стал город:
А) Мадрас. В) Бомбей. С) Дели.

Д) Калькутnа. Е) Тадж-Махал.
4. Вождь радикального крыла Индийского национального конгресса
А) Ганди. В) Неру. С) Лакшми.

Д)Тилак. Е) Ахмад-хан.

5. М. Ганди в индийском национально-освободительном движении отстаивал идеи:
А) Был сторонником борьбы не на жизнь, а на смерть.
В) Он проповедовал идею ненасильственных выступлений за права индийского населения, учитывал взрывоопасность разделенного на касты общества.
С) Являлся проповедником пролетарской революции в Индии.
Д) Опирался на помощь советской России.
Е) Создал мощное интернациональное движение в поддержку освобождения Индии.
6. Требование “свараджа”, выдвинутое Индийским национальным конгрессом осенью 1906 г., означало:

А) Бойкот иностранных товаров.

В) Предъявление экономических требований к владельцам предприятий.

С) Самоуправление в рамках Британской империи.

D) Призыв к террору и насилию.

Е) Свержение колониальной зависимости.

7. Положительным следствием новых форм колониальной эксплуатации в Индии в конце XIX в. стало:

А) Смягчение форм эксплуатации.

В) Опережающее промышленное развитие среди зависимых стран.

С) Улучшение эпидемиологической обстановки.

D) Улучшение положения крестьянства.

Е) Уменьшение смертности от голода.

8. В конце XIX – нач. ХХ в. в ИНК видную роль стала игpатъ мелкобуржуазная интеллигенция во главе с:

А) Индирой Ганди. В) Радживом Ганди. С) Д. Неру.

D) Муцихито. Е) Балом Тилаком.

9. Признанием мировой общественностью ценностей цивилизации Востока явилось присуждение в 1913 году Нобелевской премии выдающемуся мыслителю и писателю
А) Рабиндранату Тагору.

В) Сунь Ятсену.

С) Сен Катаяма.

Д) Юань Шикаю.

Е) Мустафе Кемалю.

10. Идеологом национально-демократического движения в начале ХХ века в Индии был
А) Тилак В) Рамаяна С) Неру

Д) И.Ганди Е) Ашока
Ключ: а с, в, д, в, с, в, е, а, а.

2. Открытые тесты:

1. В начале ХХ в. вице-король Индии лорд Керзон проводил политику: ______________

2. Первые буржуазно-помещичьи организации в Индии возникают в XIX в.:_____________

3. Следствием реформы высшего образования в Индии (1904 г.) было: _________________
4. В конце ХIХ века индустриализация еще не началась в _______________________________

3. Творческие задания:

1. Современник-англичанин так описал восстание 1857— 1859 гг.: «Это больше, чем военный бунт; с самого начала движение все более принимало характер восстания, в которое были втянуты громадные массы. Не успели мы разгромить врага, отнять у него пушки, как он снова готов к борьбе; едва успели освободить один город, подать помощь второму, как опасность неожиданно вспыхивает в третьем месте; только закончили подчинение одного района, как восстание вспыхивает в соседнем».
Какие выводы на основании свидетельства современника можно сделать о сильных и слабых сторонах восстания в Индии?

(В национальном восстании участвовали широкие массы народа, оно охватило обширную территорию, хотя ряд областей остался в стороне от движения).

2. Основано это сообщество было в 1602 г. и просуществовало почти 200 лет, имея почти неограниченную власть, вплоть до чеканки собственных монет, а также монопольное право торговать на всех морях от мыса Доброй надежды до мыса Горн. Назовите это сообщество. (Ост-Индская Компания).

3. Разделяете ли вы следующее мнение о сипайском восстании:
«..восстание 1857 г. было… военным мятежом… Это восстание ни в коем случае не было национальным движением… его нужно признать, однако, явно реакционным. И ни один индийский националист, который борется за социальный прогресс своей страны и добивается для этого политической независимости, не должен следовать заветам 1857 года».

III. Понятия и термины:

Сипаи, Ост-Индская компания, свадеши, свараджа, Мусульманская лига, ИНК

IV.Это интересно:

Молодая княгини Лакшми Бай, правившая в джханси, во главе военного отряда и горожан оказала отчаянное сопротивление повстанцам. В мужской одежде, с оружием в руках, она бесстрашно появлялась в самых опасных местах. Когда противник ворвался в город, Лакшми Бай по веревочной лестнице ночью спустилась с одной из башен и ускакала от английской погони. В бою под Гвалиуром Лакшми Бай, командовавшая кавалерийской частью, была ранена и вскоре умерла от ран в бедной хижине на берету Ганга. Тело ее было сожжено, а пепел брошен в воды священной реки. Жизнь ее была короткой, но яркой, как звезда. Храбрая Лакшми Бай стала национальной героиней Индии.

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите свой комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь