Тема: Гласные после шипящих Ч, Щ (чу-щу).

0
810
физика

Цель урока:

Уточнение представлений уч-ся о звуках Ч и Щ как мягких и развитие умения правильно писать ЧУ – ЩУ.

Задачи урока:

1. Учить правильному написанию сочетаний чу-щу; обращать внима­ние на то, что слоги произносятся не так, как пишутся; что звуки [ч’], [щ’] всегда мягки, но после них пишется гласная буква у.

2. Развивать орфографическую зоркость в написании сочетаний чу-щу; продолжить развивать умение составлять звуковые схемы; формиро­вать каллиграфический навык письма; развивать память, мышление, твор­ческое воображение.

3. Воспитывать интерес к предмету, любознательность при чтении по­знавательных статей.

Ход урока

I. Психологический настрой.

II. Сообщение цели урока.

Загадка.

Он не знает ничего!
Вы все знаете его.
Мне ответьте без утайки.
Как зовут его?

Дети хором: Незнайка!

Учитель помещает на доску портрет Незнайки.

– Незнайка записал буквы: Ч, Щ, Й. Он говорит, что они обозначают всегда мягкие согласные звуки и глухие. Вы с ним согласны? В чём он ошибся? (Буква “й” обозначает не глухой согласный звук.)

Учитель стирает букву “й”.

– Сегодня на уроке мы будем упражняться в более красивом написании букв “ч” и “щ” в словах.. А также познакомимся с новым правилом написания трудных слов – значит, будем богаче в знаниях о русском языке.

III. Чистописание.

Письмо букв Чч, Щщ, соединений чу, уч, щу, чл, ощ, слов щука, чу­лан, чудеса, ищу. Записать предложение, используя эти слова.

ФИЗМИНУТКА

Произнесём звуки, которые обозначаются этими буквами: <ч-щ, ч-щ, ч-щ>.

-Чья это песенка? (Паровоза.)

Дети встают “паровозиком”, двигаются по классу и поют:

Вот поезд наш едет,
Колёса стучат,
А в поезде нашем
Ребята сидят.
Чу-чу-чу-чу-чу-чу –
Бежит паровоз,
Далёко, далёко
Ребят он повёз.

Работа над новой темой урока.

Развитие речи и письмо.

1. На наборное полотно выставляются пары слогов:

ЧА-ЩА.
ЧУ-ЩУ

Дети проговаривается хором правило:

“ЧА-ЩА – пиши с буквой А.
“ЧУ-ЩУ – пиши с буквой У.”

2. Знакомство с рифмовкой правописания сочетаний чу-щу (упр. 1; стр. 98).

3. Занимательная минутка. Отгадать загадки из упр. 3, стр. 99. Соста­вить схемы на доске.

4. Самостоятельная работа. Упр. 2, стр. 99.

5. Д/ игра “Отремонтируй слово”. (Рисунок)

Слова спокойно жили в книжке,
Но книжку вдруг прогрызли мышки.
Из слов буквы откусили
К себе в норку утащили.

– Спишите, вставляя пропущенные буквы.

а) Работают с комментированием у доски.
б) Индивидуальная проверка написанного в тетрадях.

6.Составление схемы предложения

– Ребята, тише-тише! Незнайка что-то нам хочет сказать.

Учитель за Незнайку говорит:

-О! Я всё запомнил! Я всё теперь знаю! Я грамотнее вас стал! Я вам написал записку:

Яхочуугоститьвасчаем.

(Ребята смеются.)

– Дети, какое правило не запомнил Незнайка? (Слова в предложении пишутся отдельно друг от друга.)

– Прочитаем. Сколько здесь слов? Произнесём это предложение, отхлопывая каждое произнесённое слово. Какое слово первое? Какое второе? Последнее?

– Составим схему этого предложения.

Один из учеников выполняет на доске схему: |____ ____ _____ ____ .

– Запишите предложение, сверяя его со схемой.

V. Физкультминутка.

VI. Чтение и развитие речи. «Кто живет в часах?» (По Г.Юдину)

1. Текст читает учитель, затем ученики.

2. Анализ содержания текста:

— О чем текст?

— Что нового узнали из этого текста?

— Где живут чайки? Чабаны? Чайники? Черепахи? Червяки? Чучело? Чиж? Сверчок? Мыши? Чудовище?

— Кто живет в часах? Узнал ли мальчик?

— Что он для этого делал?

— Что можно о нем сказать?

— А вы знаете, кто живет в часах?

— Какие бывают часы?

— Назвовите слова, которые начинаются с шипящего звука.

VII. Домашнее задание:

упр. 5, стр. 99. Чтение текста «Кто живет в часах?».

VIII. Подведение итогов урока.