Цель урока:
Уточнение представлений уч-ся о звуках Ч и Щ как мягких и развитие умения правильно писать ЧУ – ЩУ.
Задачи урока:
1. Учить правильному написанию сочетаний чу-щу; обращать внимание на то, что слоги произносятся не так, как пишутся; что звуки [ч’], [щ’] всегда мягки, но после них пишется гласная буква у.
2. Развивать орфографическую зоркость в написании сочетаний чу-щу; продолжить развивать умение составлять звуковые схемы; формировать каллиграфический навык письма; развивать память, мышление, творческое воображение.
3. Воспитывать интерес к предмету, любознательность при чтении познавательных статей.
Ход урока
I. Психологический настрой.
II. Сообщение цели урока.
Загадка.
Он не знает ничего!
Вы все знаете его.
Мне ответьте без утайки.
Как зовут его?
Дети хором: Незнайка!
Учитель помещает на доску портрет Незнайки.
– Незнайка записал буквы: Ч, Щ, Й. Он говорит, что они обозначают всегда мягкие согласные звуки и глухие. Вы с ним согласны? В чём он ошибся? (Буква “й” обозначает не глухой согласный звук.)
Учитель стирает букву “й”.
– Сегодня на уроке мы будем упражняться в более красивом написании букв “ч” и “щ” в словах.. А также познакомимся с новым правилом написания трудных слов – значит, будем богаче в знаниях о русском языке.
III. Чистописание.
Письмо букв Чч, Щщ, соединений чу, уч, щу, чл, ощ, слов щука, чулан, чудеса, ищу. Записать предложение, используя эти слова.
ФИЗМИНУТКА
Произнесём звуки, которые обозначаются этими буквами: <ч-щ, ч-щ, ч-щ>.
-Чья это песенка? (Паровоза.)
Дети встают “паровозиком”, двигаются по классу и поют:
Вот поезд наш едет,
Колёса стучат,
А в поезде нашем
Ребята сидят.
Чу-чу-чу-чу-чу-чу –
Бежит паровоз,
Далёко, далёко
Ребят он повёз.
Работа над новой темой урока.
Развитие речи и письмо.
1. На наборное полотно выставляются пары слогов:
ЧА-ЩА.
ЧУ-ЩУ
Дети проговаривается хором правило:
“ЧА-ЩА – пиши с буквой А.
“ЧУ-ЩУ – пиши с буквой У.”
2. Знакомство с рифмовкой правописания сочетаний чу-щу (упр. 1; стр. 98).
3. Занимательная минутка. Отгадать загадки из упр. 3, стр. 99. Составить схемы на доске.
4. Самостоятельная работа. Упр. 2, стр. 99.
5. Д/ игра “Отремонтируй слово”. (Рисунок)
Слова спокойно жили в книжке,
Но книжку вдруг прогрызли мышки.
Из слов буквы откусили
К себе в норку утащили.
– Спишите, вставляя пропущенные буквы.
а) Работают с комментированием у доски.
б) Индивидуальная проверка написанного в тетрадях.
6.Составление схемы предложения
– Ребята, тише-тише! Незнайка что-то нам хочет сказать.
Учитель за Незнайку говорит:
-О! Я всё запомнил! Я всё теперь знаю! Я грамотнее вас стал! Я вам написал записку:
Яхочуугоститьвасчаем.
(Ребята смеются.)
– Дети, какое правило не запомнил Незнайка? (Слова в предложении пишутся отдельно друг от друга.)
– Прочитаем. Сколько здесь слов? Произнесём это предложение, отхлопывая каждое произнесённое слово. Какое слово первое? Какое второе? Последнее?
– Составим схему этого предложения.
Один из учеников выполняет на доске схему: |____ ____ _____ ____ .
– Запишите предложение, сверяя его со схемой.
V. Физкультминутка.
VI. Чтение и развитие речи. «Кто живет в часах?» (По Г.Юдину)
1. Текст читает учитель, затем ученики.
2. Анализ содержания текста:
— О чем текст?
— Что нового узнали из этого текста?
— Где живут чайки? Чабаны? Чайники? Черепахи? Червяки? Чучело? Чиж? Сверчок? Мыши? Чудовище?
— Кто живет в часах? Узнал ли мальчик?
— Что он для этого делал?
— Что можно о нем сказать?
— А вы знаете, кто живет в часах?
— Какие бывают часы?
— Назвовите слова, которые начинаются с шипящего звука.
VII. Домашнее задание:
упр. 5, стр. 99. Чтение текста «Кто живет в часах?».
VIII. Подведение итогов урока.