Тема: Что такое текст. Диалог. Монолог

0
966
физика

Цель урока:

  1. Формирование знания о том, что такое текст, его отличительные особенности;

  2. развитие коммуникативной компетенции, умения связного устного высказывания (словесная зарисовка картины);

3. Воспитание любви к природе

Ход урока

Оргэтап

Этап проверки домашнего задания

Примечание. Учебник Жанпеисова У.А.Кожакеева Ш.Т. Русская речь: учебник для 5 класса общеобразовательных школ с казахским языком обучения. 3-е издание, доработанное. – Алматы: Атамура, 2010. – 256

  1. Этап проверки знаний.

Расскажите, что такое лексика?

Что такое прямое и переносное значение слова?

Что такое многозначные и однозначные слова?

Что такое синонимы?

Что такое антонимы?

4. Этап подготовки к активному усвоению новой темы

Чтение текста из упражнения № 130.

Вы прочитали текст. А теперь ответьте на вопрос – что такое текст?

5. Этап объяснения новой темы

Текст- это группа предложений, объединенных в целое одной темой.

Предложения связаны между собой по смыслу и грамматически.

Текст создается для выражения мысли. Это связное законченное высказывание.

Часть общей темы называется микротемой. Микротема обычно раскрывается в нескольких предложениях. Часть текста объединенная микротемой называется абзац. Текст обычно состоит из нескольких абзацев. Каждый абзац мы пишем с красной строки.

6. Этап закрепления новой темы

Задание № 1

Прочитайте два отрывка.

Скажите, какой их них мы можем назвать текстом и почему?

 Красив и печален русский лес в ранние осенние дни. Чистым белым снегом покрылась зимой земля. Далеко видны во ржи голубые и синие цветы васильков. Ночью метель намела огромные сугробы.

 Красив и печален русский лес в ранние осенние дни. Медленно кружатся в воздухе, падают и падают с берёз легкие, невесомые жёлтые листья. От дерева к дереву протянулись тонике серебристые нити лёгкой паутины. Ещё цветут поздние осенние цветы

В ходе обсуждения учащиеся приходят к выводу, что текстом можно назвать второй отрывок, т.к. в нем ведется речь об одном предмете речи, предложения связаны между собой единой темой. Значит, текст – это группа предложений, объединенных в целое одной темой

Задание № 2

Какова тема текстов? Как авторы относятся к изображаемому?

1.

Скучная картина! Тучи без конца,
Дождик так и льётся, лужи у крыльца.
Чахлая рябина мокнет под окном;
Смотрит деревушка сереньким пятном.

(А. Плещеев).

2.

Унылая пора! Очей очарованье,
Приятна мне твоя прощальная краса,
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса.

(А.С. Пушкин). (Слайд 16).

Пятиклассники отмечают, что тексты посвящены осени, но авторы по-разному относятся к изображаемому. А.С. Пушкин видит в увядающей природе прекрасные черты, а А.Плещеев создает унылую картину дождя. При сопоставительном анализе учащиеся называют языковые особенности текстов (различие в цветовой гамме, уменьшительно-ласкательные суффиксы одного текста и возвышенная лексика другого), находят схожие черты (созвучное начало отрывков, синтаксический строй). Делается вывод о разнице основных мыслей текстов, о способах передачи авторской позиции средствами языка.

Актуализация личных впечатлений учащихся: А каково ваше отношение к осени?

Задание № 3

Чтение сочинения на карточках. Карточки на партах.

Осенью

Мы часто ходим в ближайший лесок. Красив русский лес осенью. Яркие краски радуют глаз. Падают сухие листья. Земля покрылась пестрым ковром. Шуршит под ногами пожухлая трава. В лесу смолкли птичьи песни. Вода в лесных ручьях чистая. Хорошо дышать свежим воздухом.

Вы познакомились с сочинением московского школьника. О чем он нам рассказал? (Об осени, о красоте деревьев осенью. О красках осени. О сухих листьях. О звуках осени.)

Задание № 4. Составление плана сочинания.

А. Красота осени.

Б. Осенние листья.

В. Погода осенью

Г. Осенний дождь

Д. Птицы осенью.

Е. Люблю ли я осень

Физкультминутка.

Игра с мячом «Скажи наоборот».
Осень ранняя – поздняя,
день веселый – грустный,
день солнечный – пасмурный,
небо голубое – серое,
небо светлое – темное,
солнце яркое – тусклое.

Теплый дождь – холодный

Ранняя осень – поздняя

Задание № 5.

Работа с текстом из упражнения № 131.

Чтение по цепочке.

Определите тему

Выделите микротемы каждого абзаца. Озаглавьте их

Составьте план текста

Озаглавьте весь текст

Задание № 6

Беседа

Давайте сами попробуем создать текст об осени

Что осенью происходит с деревьями? Как осень без красок и без кисти разукрасила все листья, соткала яркий разноцветный ковер на земле, укрыла ее теплым лоскутным одеялом.

Какие листья вы видели осенью?

Красные, желтые, бурые, золотистые, желто-зеленые, пятнистые, пурпурные, пестрые, оранжевые, багряные, бронзовые, лиловые, пунцовые.

Все лето листья подставляли солнцу свои ладошки и до того налились и пропитались солнцем, что к осени стали багряными и золотыми. Приходилось ли вам наблюдать за тем, как падают листья? Как такое явление называется в природе?

С чем можно сравнить листопад?

с золотым дождем.

Что вам показалось особенно красивым во время листопада?

Листья падают. кружатся, летят, качаются на паутинках, скачут, плывут.

А если прислушаться, то что можно услышать осенью?

листья скребутся, шелестят, шуршат под ногами.

Когда нам становится грустно?

Нам становится грустно, когда прячется солнце, небо покрывается темными, свинцовыми тучами, идет дождь, когда меняется погода и нельзя погулять.

Осень делится на два периода: первый – от первых заморозков до конца листопада, второй – от конца листопада до начала зимы. Первые заморозки – начало осени. Но нередко вслед за ними начинается теплая, сухая погода – возврат лета. Правда тепло только днем, а вечером и ночью становится холодно. И вскоре после погожих сентябрьских, октябрьских деньков начинают лить осенние дожди, а за этими дождями нередко сразу выпадает первый снег. Похожи ли осенние дожди на летние? Каковы осенние дожди?

Нет, осенний дождь – моросящий, холодный, нудный: как зарядит сыпать маленькими капельками на землю, так и будет идти день, два, три, неделю, не переставая, и тогда становится скучно.

под ногами в такое время слякоть, небо свинцовое, его заволокли тучи, моросит холодный, нудный дождь, дует сильный ветер.

Сочинение нельзя оборвать на полуслове, как дом нельзя оставить без крыши. Как вы его закончите? Как осень влияет на ваше настроение?

Дети отвечают.

– За что вы любите это время года?

– За красоту, необыкновенную прелесть.

– За то, что осень дарит нам много радости.

– За то, как хорошо в осеннем лесу, парке.

– За то, что грибов много.

У меня получилось такое сочинение

В наш город пришла осень. Листья на деревьях становятся разноцветными. Желтые, красные, оранжевые листья падают с деревьев. Начинается листопад. Листва засыпает все вокруг, падает, кружится, шуршит под ногами. К концу осени деревья стоят голые.

Осенью солнце светит, но греет слабо. Тучи часто закрывают солнце. Небо осенью бывает пасмурное, серое, хмурое. К концу осени начинают идти холодные дожди. Перелетные птицы осенью собираются в стаи и улетают в теплые края, а зимующие остаются с нами.

Я люблю осень за красоту природы

7. Этап рефлексии

. Каждый по-своему видит осень, поэтому сочинения будут разные: каждый будет писать то, что ему самому нравится в осеннем пейзаже. Помните: чтобы сочинение получилось хорошим, необходимо добиваться связности в изложении, красочности в описании, правильности построения предложений, грамотного написания.

8. Этап оценивания

9. Этап информированности о домашнем задании. Написать сочинение по плану, используя слова и словосочетания урока