Тема: Безударные гласные, проверяемые ударением. А-О.

0
846

Цель урока:

Формировать умение различать в словах ударные и безударные слоги.

Задачи урока:

1. Сформировать общее понятие о безударных гласных звуках, которые требуют проверки (о, а, я, и, е); учить сопоставлять гласные буквы в удар­ном и безударном слогах проверочного и проверяемого слова, обозначая в них ударение, подчеркивая гласную букву; уделять внимание смыслораз-личительной роли ударения; обратить внимание на односложные слова и слова с буквой ё, так как ударение в них не ставится.

2. Развивать умение распознавать в слове ударный и безударный глас­ные звуки; развивать умение владеть способами проверки, когда безударная

гласная проверяется формой множественного числа и безударная гласная проверяется формой единственного числа; развивать орфографическую зоркость, память, мышление.

3. Воспитывать положительное отношение к учебе, нравственное от­ношение к окружающему миру.

Ход урока

Психологический настрой.

Прозвенел звонок для нас,

Все зашли спокойно в класс.

Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво.

II. Проверка домашнего задания.

Чтение стихотворения П. Синявского «Бабушка»; рассказы детей о своих бабушках.

III. Чистописание.

Какие буквы будем писать сегодня?

Чем похожи буквы? Чем отличаются? Запишите буквы красиво и аккуратно.

1. Письмо букв Аа, Аа, Оо, соединений аз, ал, ол, он, ов, слов Астана, Алматы.

2. Знакомство с новыми словарными словами Астана, Алматы.

3. Запись предложений:

Астана — столица Казахстана. Мой друг живет в Алматы.

IV. Работа над новой темой. Развитие речи и письмо.

— Что такое ударение!

— Какова его роль в слове?

— Как называются слоги, на которые падает ударение?

— Как называются слоги, на которые не падает ударение?

— Приведите примеры слов с ударением на 1, 2 слоге.

2. Чтение и заучивание рифмовки из упр. 1, стр. 136.

3. Выполнение упр. 2, стр. 137 (вспомнить о проверочном и проверяе­мом словах).

4. Работа над пословицей из упр. 3, стр. 137.

— К какому слову нельзя подобрать проверочное слово? Почему?

5. Самостоятельная работа, упр. 5, стр. 137-138.

V. Физкультминутка.

VI. Чтение и развитие речи. Русская народная сказка «Как петух лису обманул».

1. Слово учителя:

— Какую сказку называют народной сказкой?

— Чем всегда заканчивается сказка?

— Какие еще бывают сказки?

2. Чтение сказки учителем, затем учениками. (Обратить внимание на диалогическую речь.)

3. Анализ сказки:

— Куда отправилась лиса?

— Кого она увидела?

— Что сделала лиса с петухом?

— Кто погнался за лисой?

— Как петух схитрил?

— Чем закончилась сказка?

VII. Домашнее задание:

Упр. 4, стр. 137. Чтение сказки «Как петух лису обманул».

VIII. Рефлексия деятельности.

-Что нового узнали на уроке сегодня? Прочитаем ещё раз, чтобы закрепить.

-Что было интересным для вас?

-На следующем занятии мы продолжим речь об ударении.

Я хочу сказать спасибо за урок и послушайте песенку про ударение.

IX. Подведение итогов урока.

X. Дополнительное чтение в хрестоматии. Ы. Алтынсарин «Клочок ваты».

Одна девочка-подросток чинила чапан своего отца. Мать подсела к ней и стала поучать ее:

– Дитя мое, из всевозможных предметов в мире нет таких, которые не были бы пригодны для чего-нибудь, и они зря валяться на земле не будут.

– Когда мать говорила эти слова, девочка, закончив починку одежды, поднялась и, собрав с пола мелкие клочки ваты, выбросила их на двор, сказав:

– Мама, эти мелкие клочки ваты, пожалуй, ни на что не будут годны.

— Дитя мое, эти клочки тоже зря не пропадут, – заметила мать.

– Разговаривая с матерью, девочка вдруг посмотрела в окно. Она увидела, как ветер уносил клочки ваты и как один воробей погнался за маленьким клочком, схватил его в клюв и улетел.

– Мама, воробей унес клочок ваты. А что он с ним будет делать? – спросила девочка.

– Вот видишь, дитя, как тут же подтвердились мои слова. Воробей устилает ватой свое гнездо, чтобы маленьким деткам было мягко, – ответила мать».

1. Повторение: Как называется наш урок? (русский язык)

– Чему мы учимся на этом уроке? (красиво и грамотно писать)

– Запишите число. (12 апреля)

– Назови буквы. (на слайде)

– Какие это буквы? (гласные)

а о и е я ё

– Напиши буквы в строчке.

– Какая буква «лишняя»? Почему? (буква ё – всегда ударная)

– А остальные гласные какие? (Гласные, требующие проверки в безударном положении)