Цель урока:
Формировать умение различать в словах ударные и безударные слоги.
Задачи урока:
1. Сформировать общее понятие о безударных гласных звуках, которые требуют проверки (о, а, я, и, е); учить сопоставлять гласные буквы в ударном и безударном слогах проверочного и проверяемого слова, обозначая в них ударение, подчеркивая гласную букву; уделять внимание смыслораз-личительной роли ударения; обратить внимание на односложные слова и слова с буквой ё, так как ударение в них не ставится.
2. Развивать умение распознавать в слове ударный и безударный гласные звуки; развивать умение владеть способами проверки, когда безударная
гласная проверяется формой множественного числа и безударная гласная проверяется формой единственного числа; развивать орфографическую зоркость, память, мышление.
3. Воспитывать положительное отношение к учебе, нравственное отношение к окружающему миру.
Ход урока
Психологический настрой.
Прозвенел звонок для нас,
Все зашли спокойно в класс.
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
II. Проверка домашнего задания.
Чтение стихотворения П. Синявского «Бабушка»; рассказы детей о своих бабушках.
III. Чистописание.
Какие буквы будем писать сегодня?
Чем похожи буквы? Чем отличаются? Запишите буквы красиво и аккуратно.
1. Письмо букв Аа, Аа, Оо, соединений аз, ал, ол, он, ов, слов Астана, Алматы.
2. Знакомство с новыми словарными словами Астана, Алматы.
3. Запись предложений:
Астана — столица Казахстана. Мой друг живет в Алматы.
IV. Работа над новой темой. Развитие речи и письмо.
— Что такое ударение!
— Какова его роль в слове?
— Как называются слоги, на которые падает ударение?
— Как называются слоги, на которые не падает ударение?
— Приведите примеры слов с ударением на 1, 2 слоге.
2. Чтение и заучивание рифмовки из упр. 1, стр. 136.
3. Выполнение упр. 2, стр. 137 (вспомнить о проверочном и проверяемом словах).
4. Работа над пословицей из упр. 3, стр. 137.
— К какому слову нельзя подобрать проверочное слово? Почему?
5. Самостоятельная работа, упр. 5, стр. 137-138.
V. Физкультминутка.
VI. Чтение и развитие речи. Русская народная сказка «Как петух лису обманул».
1. Слово учителя:
— Какую сказку называют народной сказкой?
— Чем всегда заканчивается сказка?
— Какие еще бывают сказки?
2. Чтение сказки учителем, затем учениками. (Обратить внимание на диалогическую речь.)
3. Анализ сказки:
— Куда отправилась лиса?
— Кого она увидела?
— Что сделала лиса с петухом?
— Кто погнался за лисой?
— Как петух схитрил?
— Чем закончилась сказка?
VII. Домашнее задание:
Упр. 4, стр. 137. Чтение сказки «Как петух лису обманул».
VIII. Рефлексия деятельности.
-Что нового узнали на уроке сегодня? Прочитаем ещё раз, чтобы закрепить.
-Что было интересным для вас?
-На следующем занятии мы продолжим речь об ударении.
Я хочу сказать спасибо за урок и послушайте песенку про ударение.
IX. Подведение итогов урока.
X. Дополнительное чтение в хрестоматии. Ы. Алтынсарин «Клочок ваты».
Одна девочка-подросток чинила чапан своего отца. Мать подсела к ней и стала поучать ее:
– Дитя мое, из всевозможных предметов в мире нет таких, которые не были бы пригодны для чего-нибудь, и они зря валяться на земле не будут.
– Когда мать говорила эти слова, девочка, закончив починку одежды, поднялась и, собрав с пола мелкие клочки ваты, выбросила их на двор, сказав:
– Мама, эти мелкие клочки ваты, пожалуй, ни на что не будут годны.
— Дитя мое, эти клочки тоже зря не пропадут, – заметила мать.
– Разговаривая с матерью, девочка вдруг посмотрела в окно. Она увидела, как ветер уносил клочки ваты и как один воробей погнался за маленьким клочком, схватил его в клюв и улетел.
– Мама, воробей унес клочок ваты. А что он с ним будет делать? – спросила девочка.
– Вот видишь, дитя, как тут же подтвердились мои слова. Воробей устилает ватой свое гнездо, чтобы маленьким деткам было мягко, – ответила мать».
1. Повторение: Как называется наш урок? (русский язык)
– Чему мы учимся на этом уроке? (красиво и грамотно писать)
– Запишите число. (12 апреля)
– Назови буквы. (на слайде)
– Какие это буквы? (гласные)
а о и е я ё
– Напиши буквы в строчке.
– Какая буква «лишняя»? Почему? (буква ё – всегда ударная)
– А остальные гласные какие? (Гласные, требующие проверки в безударном положении)