Тема: Антонимы

0
23
анимация

Цель: 1. Формирование знаний об антонимах;

Развитие коммуникативной компетентности обучающихся.

развитие навыков монологической и диалогической речи.

Воспитание интереса к предмету

Ход урока

1. Оргэтап

Этап проверки домашнего задания

Этап проверки домашнего задания

Примечание. Учебник Жанпеисова У.А.Кожакеева Ш.Т. Русская речь: учебник для 5 класса общеобразовательных школ с казахским языком обучения. 3-е издание, доработанное. – Алматы: Атамура, 2010. – 256

Этап проверки знаний

КАРТОЧКА 4.

Найди и исправь ошибки.

Жизнь, жыраф, щука, щявель, чюдеса, чулок, ширина, машына, чужой, тащу, щюпальца, чяйник, чайка, чашка, передачя, чулок, учюсь, чудак, тащу, стучю, роща, щявель, уши, шырокий, часы, чясто, чуточку, ворчун, ищю, жывотное. (14 ошибок)

4. Этап подготовки к активному усвоению знаний

Посмотрите на картинки. Скажите, на какой из них изображено начало осени, на другой конец? Как вы это определили? Опишите признаки ранней и поздней осени.

Запишите слова:

Начало – конец

Ранняя – поздняя

Начинаться – заканчиваться

Обратите внимание, какое значение имеют эти слова?

5. Этап объяснения новой темы

Слова с противоположным значением называются антонимы

Объединяясь в пары, обозначающие контрастные понятия, антонимы могут характеризовать состояние (молодость-старость, здоровый — больной), деятельность (работать-отдыхать), явления природы (жара-холод), пространственные и временные отношения (далеко — близко, день-ночь).

Есть, слова, которые об одном и том же говорят по-разному. Это синонимы

А есть слова с противоположным значением. Это антонимы

Чтение параграфа № 14

Запись конспекта в тетрадь для правил

6. Этап закрепления новой темы

Задание № 1. Игра с мячом

Учитель бросает мяч ученику и называет слово, а ученик должен подобрать антоним.

Горе – радость;

Большой – маленький;

Низкий – высокий;

Белый – черный;

Друг – враг;

Хороший – плохой;

Сложный – простой;

Синоним – антоним;

Мальчик – девочка;

Хорошо – плохо;

Зима – лето.

Добрый – злой

Умный – глупый

Задание № 2. Закончить предложение на доске

Ученье – свет, а неученье – … (объяснить знаки препинания).

Знай больше, говори…

Корень ученья горек, да плод его… (объяснить смысл).

1) Прочитайте, записанные столбики слов на доске. По какому признаку объединены эти слова?

Температура Цвет Размер

Зной — … белый — … короткий — …

Горячий — … яркий — высокий — …

Нагреть — … бледный — … широкий — …

— Подберите и запишите к ним слова с противоположным значением.

— Слова, каких частей речи встретились в первом столбике?

задание № 3 Ребята, а что у меня в руках? (Яблоко).

Послушайте стихотворение. В этом стихотворении яблоко стало предметом спора. О чём спорят герои этого произведения? Найдите в нём слова с противоположным значением.

У прохожих на виду

Висело яблоко в саду.

Ну кому какое дело?

Просто

Яблоко

Висело.

Только Конь сказал,

Что низко.

А мышонок –

Высоко.

Воробей сказал,

Что близко,

А улитка — далеко.

А Телёнок озабочен

Тем, что яблоко мало.

А Цыплёнок — тем, что очень

Велико и тяжело.

А котёнку всё равно:

Кислое — зачем оно?

– Что вы!

Шепчет червячок,-

Сладкий у него бочок.

(Г. Сапгир)

– Как говорили о яблоке герои стихотворения? Почему каждый из них сказал о яблоке по-своему? Можно ли к слову яблоко подобрать антоним? Какой вывод можно сделать из этого? Назовите слова антонимы, которые мы встречаем в этом стихотворении

(Значит, не все слова русского языка имеют слова с противоположным значением)

Задание № 4. упражнение № 128 на странице 56

Отгадайте загадку. Есть ли в ней антонимы? Выпишите их.

Бывает он в холод,

Бывает он в зной, бывает он добрый,

Бывает он злой.

В открытые окна

Нежданно влетит,

То что-то прошепчет,

То вдруг загудит.

Притихнет, умчится,

Примчится опять,

То вздумает по морю

Волны гонять.

(Ветер)

7. Подведение итогов.

— Вот мы и познакомились с новыми словами — антонимами. Что же это за слова?

— Где мы с ними встречаемся?

(На уроках математики, они имеются в загадках, пословицах, поговорках, некоторых рассказах и стихотворениях, в народных сказках. Они помогают ярче, образнее представить ту или иную картину, сделать нашу речь выразительной, занимательной)

— Все ли слова в русском языке имеют противоположное значение? Может ли иметь слово несколько антонимов?

— Чем отличаются антонимы от синонимов и омонимов?

8. этап оценивания

9. Этап информированности о домашнем задании. Правило выучить. Упражнение № 9 на странице 24. подберите подходящие по смыслу антонимы

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите свой комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь